Используемая литература :

1. Алексеев А.И. Учебник: «География. 5-6 классы », учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений.М.Просвещение, 2012.

2. Гусева Е.Е. География. 6 класс. «Конструктор текущего контроля». Пособие для учителя. . М., «Просвещение», 2012.

3. Николина В. В.География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.Просвещение, 2008.

4. Николина В.В. География. Поурочные разработки, 5-6 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Используемые интернет – ресурсы:

1. http://www.nature.com

2. http://nature.worldstreasure.com/ - чудеса природы

4. http://demonstrations.wolfram.com – 3D изображения

5. http://ru.wikipedia.org/wiki


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по теме:

§ 13. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

Подготовила учитель географии

С.Н.Антипова

Цели урока:

    Образовательная – продолжить формирование знаний учащихся о оболочке «литосфере», способствовать формированию представлений о причинах разнообразия строения Земной коры, методах изображения литосферных плит на картах.

    Развивающая – развитие умения и навыка работы с физической и контурной картами, развитие логического мышления, памяти.

    Воспитательная - повысить интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока (по целям): урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, атлас для 6 класса, учебник.

Ход урока:

    Организационный момент.

Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Вспомните

    Какие внутренние оболочки Земли выделяются? (Ядро, мантия, земная кора)

    Какая из оболочек самая тонкая? Земная кора-самая тонкая, наружная оболочка земли.

    Какая оболочка самая большая? Мантия- самая большая из внутренних облочек.

    Как образуются гранит?

    Как образуются осадочные горные породы?

    Какие горные породы называют метаморфическими?

Загадки о полезных ископаемых

1. Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)

2. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (глина)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

5. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (известняк)

6. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (мелом)

7. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (соль)

8. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

9. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

И мы приступаем к изучению нового параграфа 13

Земная кора и литосфера-каменные оболочки Земли.

Земная кора - самая верхняя каменная оболочка Земли. Она состоит из магматических, метаморфических и осадочных горных пород. На материках и под океанами Земная кора устроена по-разному.

Рассмотрим (рис. 42).

чем они отличаются друг от друга? Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная - 35-40 км, под высокими горами - до 75 км. Она состоит из трех слоев. Верхний слой - осадочный. Он сложен осадочными породами. Второй и третий слои состоят из разнообразных магматических и метаморфических пород. Второй, средний слой, условно называют «гранитным», а третий, нижний - «базальтовым».

Рис. 42. Строение континентальной и океанической земной коры

Океаническая кора намного тоньше - от 0,5 до 12 км - и состоит из двух слоев. Верхний, осадочный слой, сложен осадками, покрывающими дно современных морей и океанов. Нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.

Континентальная и океаническая кора на поверхности Земли образуют гигантские ступени разной высоты. Более высокие ступени - это материки, поднимающиеся выше уровня моря, более низкие - дно Мирового океана.

Литосфера. Как вы уже знаете, под земной корой располагается мантия. Слагающие ее породы отличаются от горных пород земной коры: они более плотные, тяжелые. Земная кора прочно скреплена с верхней мантией, образуя с ней единое целое - литосферу (от греч. «литое» - камень) (рис. 43).

Рис. 43. Соотношение литосферы и земной коры

Рассмотрите соотношение между земной корой и литосферой. Сравните их толщину.

Вспомните, почему в мантии есть слой пластичного вещества. Определите по рисунку глубину, на которой он залегает.

Найдите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Под литосферой находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по нему. При этом она перемещается в разных направлениях: поднимается, опускается и скользит горизонтально. Вместе с литосферой перемещается и земная кора - внешняя часть литосферы.

Рис. 44. Основные литосферные плиты

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки - литосферные плиты (рис. 44). Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других - сталкиваются друг с другом.

Вопросы и задания

    Какие два вида земной коры вы знаете?

    Чем литосфера отличается от земной коры?

    На какой литосферной плите вы живете?

На этом видеоуроке все желающие смогут изучить тему «Строение Земли». Пользователи узнают о том, как изучают земную кору, какими свойствами она обладает, из каких слоев состоит наша планета. Учитель расскажет о строении Земли, о том, как ее изучали в разное время.

2. Мантия.

По мере продвижения вглубь Земли увеличиваются температура и давление. В центре Земли находится ядро, его радиус около 3500 км, а температура более 4500 градусов. Ядро окружено мантией, ее толщина около 2900 км. Над мантией расположена земная кора, толщина ее колеблется от 5 км (под океанами) до 70 км (под горными системами). Земная кора - самая твердая оболочка. Вещество мантии находится в особом пластическом состоянии, это вещество под давлением может медленно течь.

Рис. 1. Внутреннее строение Земли ()

Земная кора - верхняя часть литосферы, внешняя твердая оболочка Земли.

Земная кора состоит из горных пород и минералов.

Рис. 2. Строение Земли и земной коры ()

Выделяют два типа земной коры:

1. Континентальная (она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев).

2. Океаническая (она состоит из осадочного и базальтового слоев).

Рис. 3. Строение земной коры ()

На мантию приходится 67% всей массы Земли и 87% ее объема. Выделяют верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии может перемещаться под давлением. Внутреннее тепло от мантии передается к земной коре.

Ядро - самая глубокая часть Земли. Выделяют внешнее жидкое ядро и внутреннее твердое ядро.

Большая часть земной коры покрыта водами океанов и морей. Континентальная земная кора гораздо больше океанической и имеет три слоя. Верхняя часть земной коры нагревается солнечными лучами. На глубине более 20 метров температура практически не меняется, а потом возрастает.

Доступнее всего для изучения человеком - верхняя часть земной коры. Иногда делают глубокие скважины для изучения внутреннего строения земной коры. Самая глубокая скважина - глубиной более 12 км. Помогают изучать земную кору и шахты. Кроме того, внутреннее строение Земли изучают с помощью специальных приборов, методов, снимков из космоса и наук: геофизики, геологии, сейсмологии.

Домашнее задание

Параграф 16.

1. Из каких частей состоит Земля?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. 900 детских презентаций и 20 000 презентаций для школьников ().

Каменная оболочка Земли – земная кора – прочно скреплена с верхней мантией и образует с ней единое целое – литосферу. Изучение земной коры и литосферы позволяет учёным объяснять процессы, происходящие на поверхности Земли, и предвидеть изменения облика нашей планеты в будущем.

Строение земной коры

Земная кора, состоящая из магматических, метаморфических и осадочных горных пород, на материках и под океанами имеет разную толщину и строение. В континентальной земной коре принято выделять три слоя. Верхний – осадочный, в котором преобладают осадочные породы. Два нижних слоя условно называют гранитным и базальтовым. Гранитный слой состоит преимущественно из гранита и метаморфических горных пород. Базальтовый слой – из более плотных пород, сравнимых по плотности с базальтами. Океаническая кора двухслойная. В ней верхний слой – осадочный – имеет небольшую мощность, нижний слой – базальтовый – состоит из горных пород базальтов, а гранитный слой отсутствует.

Мощность континентальной коры под равнинами составляет 30 50 километров, под горами – до 75 километров. Океаническая кора намного тоньше, её мощность от 5 до 10 километров. Кора есть на других планетах земной группы, на Луне и на многих спутниках планет-гигантов Солнечной системы. Но только Земля обладает корой двух типов: континентальной и океанической. На других планетах в большинстве случаев она состоит из базальтов.

Литосфера

Происхождение названия

Литосферой называется твердая оболочка Земли. В ее состав входят земная кора, а также верхняя часть мантии. Термин «литосфера» был предложен в 1916 году Дж. Барреллом и вплоть до 60-х гг. двадцатого столетия выступал синонимом земной коры. Затем было доказано, что в состав литосферы входят также и верхние слои мантии мощностью до нескольких десятков километров. Само это понятие произошло от двух греческих слов, первое из которых обозначает «камень», а второе – «шар» или «сферу».

Литосферой называют твёрдую оболочку Земли, которая включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Толщина литосферы на суше в среднем колеблется от 35-40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах). Под древними горами толщина земной коры ещё больше: например, под Гималаями мощность её достигает 90 км. Земная кора под океанами – это тоже литосфера. Здесь она самая тонкая – в среднем около 7-10 км, а в некоторых районах Тихого океана – до 5 км.

Общая характеристика литосферы

В строении литосферы выделяются подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.

Мощность литосферы варьируется от 5 до 200 км. Под континентами толщина литосферы меняется от 25 км под молодыми горами, вулканическими дугами и континентальными рифтовыми зонами до 200 и более километров под щитами древних платформ. Под океанами литосфера более тонкая и достигает минимальной отметки в 5 км под срединно-океаническими хребтами, на периферии океана, постепенно утолщаясь, доходит до 100-километровой толщины. Наибольшей мощности литосфера достигает в наименее прогретых областях, наименьшей – в наиболее жарких.

По реакции на длительно действующие нагрузки в литосфере принято выделять верхний упругий и нижний пластичный слой. Также на разных уровнях в тектонически активных областях литосферы прослеживаются горизонты относительно пониженной вязкости, для которых характерны пониженные скорости сейсмических волн. Геологи не исключают возможности проскальзывания по этим горизонтам одних слоёв относительно других. Это явление получило название расслоенности литосферы.

Наиболее крупными элементами литосферы являются литосферные плиты с размерами в поперечнике 1–10 тыс. км. В настоящее время литосфера разделена на семь главных и несколько малых плит. Границы между плитами проводятся вдоль зон наибольшей сейсмической и вулканической активности.

Границы литосферы

Верхняя часть литосферы граничит с атмосферой и гидросферой. Атмосфера, гидросфера и верхний слой литосферы находятся в прочной взаимосвязи и частично проникают друг в друга.

Нижняя граница литосферы располагается над астеносферой – слоем пониженной твёрдости, прочности и вязкости в верхней мантии Земли. Граница между литосферой и астеносферой нерезкая – переход литосферы в астеносферу характеризуется уменьшением вязкости, изменением скорости сейсмических волн и увеличением электропроводности. Все эти изменения происходят вследствие повышения температуры и частичного плавления вещества. Отсюда и основные методы определения нижней границы литосферы – сейсмологический и магнитотеллурический.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Геологическая активность

Литосферные плиты движутся очень медленно – они наползают друг друга со скоростью 1–6 см/год, и отдаляются максимально на 10-18 см/год. Но именно взаимодействие между материками создает геологическую активность Земли, ощутимую на поверхности – извержения вулканов, землетрясения и образование гор всегда происходят в зонах контакта литосферных плит.

Однако есть исключения – так называемые горячие точки, которые могут существовать и в глубине литосферных плит. В них расплавленные потоки вещества астеносферы прорываются наверх, проплавляя литосферу, что приводит к повышенной вулканической активности и регулярным землетрясениям. Чаще всего это происходит неподалеку от тех мест, где одна литосферная плита наползает на другую – нижняя, вдавленная часть плиты погружается в мантию Земли, повышая тем самым давление магмы на верхнюю плиту. Однако сейчас ученые склоняются к той версии, что «утонувшие» части литосферы расплавляются, повышая давление в глубинах мантии и создавая тем самым восходящие потоки. Так можно объяснить аномальную отдаленность некоторых горячих точек от тектонических разломов.

Интересный факт – в горячих точках часто образуются щитовые вулканы, характерные своей пологой формой. Они извергаются много раз, разрастаясь за счет текучей лавы. Также это типичный формат инопланетных вулканов. Самый известный из них вулкан Олимп на Марсе, самая высокая точка планеты – высота его достигает 27 километров!

Литосфера и кора Земли в астрономии

Изучение Земли редко когда происходят просто так – часто поиски ученых имеют вполне четкую практическую цель. Это особенно актуально в изучении литосферы: на стыках литосферных плит выходят наружу целые россыпи руд и ценных минералов, для добычи которых в ином месте пришлось бы бурить многокилометровую скважину. Многие данные о земной коре были получены благодаря нефтепромыслу – в поисках месторождений нефти и газа ученые немало узнали о внутренних механизмах нашей планеты.

Поэтому астрономы не просто так стремятся к подробному изучению коры других планет – ее очертания и внешний вид раскрывают все внутреннее устройство космического объекта. Например, на Марсе вулканы очень высокие и многократно извергаются, когда на Земле они постоянно мигрируют, возникая периодически в новых местах. Это свидетельствует о том, что на Марсе отсутствует такое активное движение литосферных плит, как на Земле. Вместе с отсутствием магнитного поля, стабильность литосферы стала главным доказательством остановки ядра красной планеты и постепенного остывания ее недр.

Состояние покоя неизвестно нашей планете. Это касается не только внешних, но и внутренних процессов, что происходят в недрах Земли: её литосферные плиты постоянно двигаются. Правда, некоторые участки литосферы довольно устойчивы, другие же, особенно те, что находятся на стыках тектонических плит, чрезвычайно подвижны и постоянно содрогаются.

Естественно, подобное явление люди без внимания оставить не могли, а потому на протяжении всей своей истории изучали и объясняли его. Например, в Мьянме до сих пор сохранилась легенда о том, что наша планета оплетена огромным кольцом змей, и когда они начинают двигаться, земля начинает содрогаться. Подобные истории не могли надолго удовлетворить пытливые человеческие умы, и чтобы узнать правду, самые любопытные сверлили землю, рисовали карты, строили гипотезы и выдвигали предположения.

Понятие литосферы содержит в себе твёрдую оболочку Земли, состоящую из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии, астеносферы (её пластичный состав даёт возможность плитам, из которых состоит земная кора, передвигаться по ней со скоростью от 2 до 16 см в год). Интересно, что верхний слой литосферы упругий, а нижний – пластичный, что даёт возможность плитам при движении сохранять равновесие, несмотря на постоянные сотрясения.

Во время многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что литосфера имеет неоднородную толщину, и во многом зависит от рельефа местности, под которым находится. Так, на суше её толщина составляет от 25 до 200 км (чем старше платформа, тем она больше, а самая тонкая находится под молодыми горными хребтами).

А вот самый тонкий пласт земной коры – под океанами: его средняя толщина колеблется от 7 до 10 км, а в отдельных регионах Тихого океана доходит даже до пяти. Слой самой толстой коры расположен по краям океанов, наиболее тонкий – под срединно-океаническими хребтами. Интересно, что литосфера еще полностью не сформировалась, и процесс этот продолжается поныне (в основном – под океаническим дном).

Из чего состоит земная кора

Строение литосферы под океанами и континентами отличается тем, что под океаническим дном нет гранитного слоя, так как океаническая кора во время своего формирования много раз подвергалась процессам плавления. Общими для океанической и материковой коры являются такие слои литосферы, как базальтовый и осадочный.


Таким образом, земная кора состоит в основном из горных пород, которые формируются во время остывания и кристаллизации магмы, по трещинам внедряющейся в литосферу. Если при этом магма не смогла просочиться на поверхность, то она сформировала такие крупнокристаллические горные породы, как гранит, габбро, диорит, вследствие ее медленного охлаждения и кристаллизации.

А вот магма, которая сумела выбраться наружу, за счёт быстрого остывания, образовала мелкие кристаллы – базальт, липарит, андезит.

Что касается осадочных пород, то они в литосфере Земли образовались по-разному: обломочные появились в результате разрушения песка, песчаников и глины, химические сформировались благодаря различным химическим реакциям в водных растворах — это гипс, соль, фосфориты. Органические были образованы растительными и известковыми остатками – мел, торф, известняк, уголь.

Интересно, что некоторые породы появились из-за полного или частичного изменения их состава: гранит трансформировался в гнейс, песчаник – в кварцит, известняк – в мрамор. Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.


Что касается структуры литосферы, то здесь различают стабильные и подвижные зоны (иными словами, платформы и складчатые пояса). На тектонических картах всегда можно увидеть обозначенные границы как устойчивых, так и опасных территорий. Прежде всего это Тихоокеанское огненное кольцо (расположено по краям Тихого Океана), а также часть Альпийско-Гималайского сейсмического пояса (Южная Европа и Кавказ).

Описание платформ

Платформа – это практически неподвижные части земной коры, которые прошли очень долгий этап геологического формирования. Их возраст определяют по этапу образования кристаллического фундамента (гранитного и базальтового слоёв). Древние или докембрийские платформы на карте всегда находятся в центре континента, молодые – или на краю материка, или между докембрийскими платформами.

Горно-складчатая область

Горно-складчатая область была сформирована во время столкновения тектонических плит, что расположены на материке. Если горные хребты были сформированы недавно, возле них фиксируется повышенная сейсмическая активность и все они расположены по краям литосферных плит (более молодые массивы относятся к альпийскому и киммерийскому этапу образования). Более старые области, относящиеся к древней, палеозойской складчатости, могут располагаться как с краю материка, например, в Северной Америке и Австралии, так и по центру – в Евразии.


Интересно, что возраст горно-складчатых областей учёные устанавливают по самым молодым складкам. Поскольку горообразование происходит беспрестанно, это даёт возможность определить лишь временные рамки этапов развития нашей Земли. Например, наличие горного хребта посреди тектонической плиты свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею — один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Рельеф

Не удивляет, что движение литосфер непосредственно влияет на внешний вид нашей планеты, а разнообразие рельефа Земли поражает (рельеф – это совокупность неровностей на земной поверхности, которые находятся над уровнем моря на разной высоте, а потому основные формы рельефа Земли условно делят на выпуклые (материки, горы) и вогнутые – океаны, речные долины, ущелья).

Стоит заметить, что суша занимает только 29% нашей планеты (149 млн. км2), а литосфера и рельеф Земли состоят в основном из равнин, гор и низкогорья. Что касается океана, то его средняя глубина составляет немногим меньше четырёх километров, а литосфера и рельеф Земли в океане состоят из материковой отмели, берегового склона, океанического ложа и абиссальных или глубоководных желобов. Большая часть океана обладает сложным и разнообразным рельефом: здесь есть равнины, котловины, плато, возвышенности, хребты высотой до 2 км.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.



Урок по географии "земная кора и литосфера". Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из Как устроена земная кора и литосфера

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

На уроке используется электронный учебник - приложение к учебнику А.И.Алексеева "География. 6 класс". М., Просвещение, 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85»

города Тайшета, Иркутской области

Урок географии в 6 классе.

Тема: «Земная кора - верхняя часть литосферы»

Провела учитель географии

Феськова Вера Павловна

Тайшет, 2014г.

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Методы . Словесный, словесно-наглядный, практический.

Форма работы : ра б ота в парах.

Тип урока. Комбинированный.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий. Ведущая технология данного урока - развивающее обучение с использованием ИКТ. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО): словесные – проблемное изложение нового материала, беседа ; иллюстративные - презентационный материал, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород; практические – самостоятельная работа, заполнение таблицы, работа с физической картой полушарий; игровые - для объяснения понятия «Литосферные плиты», релаксация.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, 15 ноутбуков, атласы, учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород: базальт, гранит, сера, видеоролик «Профессор Почемушкин - Земная кора», физическая карта полушарий, раздаточный дидактический материал, карточки: коричневого цвета - «Континентальная литосферная плита», голубого - «Океаническая литосферная плита», яблоко.яйцо, презентация «Земная кора».

Ход урока

Орг. момент.

Сл. 1

Сегодня у нас необычный урок.

К нам пришли гости.

Повернитесь. Поприветствуйте гостей улыбкой .

Пожелайте друг другу удачи! Ладошками!

Вы сегодня работаете в парах.

Сл. 2

I.Этап инициация. Использование метода «Пусть говорят».

Как понимаете эти слова?

II. Вхождение в тему: (Сообщение темы и целей урока)

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади. О чём или о ком идет речь?

О планете Земля. Верно. Показываю глобус.

Что вы знаете о Земле? (форма и размер)

Шар, геоид, Радиус = 6371 км,

Длина экватора =40 00 км, самая длинная параллель

Все меридианы одной длины = 20 000 км

Какие оболочки Земли вы знаете?

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

Биосфера

Оболочки взаимодействуют между собой?

Да

Сл. 3

- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок?

Ваши версии.

- «Строение Земли».

Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы .

(на слайде тема урока).

Слайд 2

Литосфера.

Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит).

Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?

Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):

Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли,

Узнать о типах земной коры,

Научиться устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы

Понимать и воспринимать другую позицию,

Работать в парах, коллективе

- будем продолжать учиться работать с электронным учебником

III Интерактивная лекция. (Передача и объяснение информации)

Работать будете на рабочих листах, которые дома вклеите в тетрадь.

Подчеркните тему и поставьте дату.

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Сегодня Вы сами будете учить друга

Сл. 4

1. Самостоятельная работа по рядам . Метод «Творческая лаборатория».

- Право работать на головном КТ и учить других, тем, кто быстро читает, быстро находит нужную информацию, вносит её в таблицу рабочего лиса и показывает готовность отвечать.

1 ряд – ядро

2 ряд – мантия

3 ряд – земная кора

4 - Состав земной коры

Работайте по инструкция

Откройте § 20. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Приготовьтесь отвечать. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд Ядро

2ряд Мантия

3ряд. Земная кора

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

1._________________________

2__________________________

2. Проверка

1 ряд – Ядро . Выходит к доске и методом перетаскивания вставляет:

Из железа и никеля. Внешнее ядро – 2250 км. Внутреннее ядро – 1250 км. 3500км. 6000 °. Твёрдое. Жидкое.

Кто-то из ряда дополняет. Остальные вписывают в свой лист. Оценим.

Я - Внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы. (Показать серу)

2 ряд - Мантия . Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

2800 км. 2000 °. Покрывало Пластичная

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

- 3 ряд. Земная кора . Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

80км Твёрдая

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

Земная кора

Сл. 10

3. Коллективная работа.

- Стр.68 последний абзац.

Читаем.

Один уч-ся идёт к головному КТ и вставляет методом перетаскивания:

2 3 осадочный осадочный гранитный базальтовый базальтовый.

4. Создание проблемной ситуации

А. - Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?

Показываю разрезанное яйцо.

Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.

Б. - Как вы думаете, возможно ли путешествие Профессора Почемушкина в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос:
как же люди узнали, что у Земли внутри?

Показываю рельефный глобус и внутреннее строение Земли.
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Снимок из космоса.

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сл. 11

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

(Видеофрагмент. Работа сейсмографа.

5. Релаксация . Физ.пауза. Изобразим одно из состояний « Земля, воздух, вода»

Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность . Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол , стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте . Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Сл. 12

Откройте Э.У.

6. Закрепление . Выполнение интерактивных заданий из ЭУ.

А.- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике.

Откройте ЭУ, § 20

Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6.

Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука.

Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно!

Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!!

Закройте слайд.

Сл. 14

Б. Откройте Тренажёр . Интерактивное задание 7

Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки.

Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3»

8. Литосферные плиты. § 20

Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.

Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Работа с картой учебника стр.70.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

Перечислите названия плит.

Определите, на какой литосферной плите вы живете.

9. Практическая работа. Фишки!!

Работа с физической картой. Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль литосферных плит и отметьте их фишками.

Гималаи - Эверест –Джомолунгма – 8848м

Альпы – Монблан- 4808 м

Кордильеры – Мак – Кинли – 6194м

Анды – Аконкагуа- 6960м

Сл. 15

10. Подведение итогов. Рефлексия

Игра «Эрудит»

Расскажи о литосфере, земной коре, как можно больше.

Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться.

Слайд Я знаю, что…

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

Ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

Да. Продуктивной была наша работа?

Девиз урока подтвердили?

« Спорьте , заблуждайтесь , ошибайтесь , но , ради Бога , размышляйте и хоть криво , да сами ».

11. Выставление оценок . Откройте дневники!

Сл. 16

12. Домашнее задание

1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8

2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль».

Приложение №1

Раздаточный материал к уроку.

Рабочий лист

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Инструкция

Откройте § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Дома вклеить лист в тетрадь.

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт