Проект на тему: коучинг в образовании как реализация требований фгос оо. Курсовая работа: Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме.

По материалам моих лекций

В технологии коучинга приняты некоторые специфические термины.

Коуч (англ. coach - тренер) - тренер, проводящий занятие, специалист по коучингу.

Клиент , он же игрок , чемпион или коучи (в разных школах коучинга используются различные названия одного и того же понятия) - участник или группа участников коучинга.

Коуч-сессия (сессия коучинга ) - основная форма взаимодействия коуча с клиентом: беседа, особым образом структурированная с помощью вопросов, ведущих клиента-игрока к осознанию цели, возможности и способа её достижения и далее к принятию ответственности за её достижения.

Формат коучинга (формат участия в коуч-сессии) - это способ взаимодействия в ходе коуч-сессии, зависящий от используемых средств. Основные форматы, используемые в коучинге: очный (непосредственное общение) и заочный (опосредованное, дистанционное общение - по телефону или через интернет).

В общем виде работа по технологии коучинга может быть представлена последовательностью четырёх основных этапов :

1) постановка цели;

2) выявление реального состояния;

3) выработка пути к цели;

4) достижение цели (так называемый «этап воли», в котором реализуется выработанный способ, путь к цели).


Основным методом в проведении коуч-сессии выступают вопросы, стимулирующие активность клиента на всех этапах реализации технологии коучинга. Примеры таких вопросов: Чего вы в действительности хотите? Почему это важно для вас? Как вы можете этого достичь? Как вы узнаете, что достигли этого?

Один из характерных приёмов ведения беседы в коучинге - приём повторяющегося вопроса. Например, выслушав, что, по мнению клиента, даст ему достижение цели, коуч спрашивает: «А ещё что?» - и после следующего высказывания клиента повторяет свой вопрос. В результате клиент осознаёт свою истинную мотивацию и максимально чётко формулирует цель.

Ещё один эффективный приём - визуализация мысли. Для этого используются схематичные изображения (см. пример на картинке), помогающие клиенту лучше сформулировать мысль, последовательно её развивать, концентрируясь на предмете своей цели.

В заключение следует отметить ряд достоинств и недостатков коучинга.

К числу несомненных достоинств данной технологии относится активная позиция клиента-игрока, позволяющая ему обрести уверенность в том, что важная цель будет достигнута. Ещё одно достоинство коучинга обусловлено особой позицией коуча-тренера, помогающего клиенту, но ничего не решающего за него. Это особенно важно, когда клиент - уже состоявшийся профессионал, которому гораздо комфортней самому найти решение, чем у кого-то учиться «простым вещам».

К недостаткам технологии коучинга относятся существенные ограничения по её использованию в педагогическом процессе. Эти ограничения являются следствием того, что коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности людей, уже имеющих определённый жизненный и трудовой опыт. Поэтому сфера его применения не распространяется на формирование личности в процессе общего и профессионального образования.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.

Костанайский государственный педагогический институт,

Школа-лицей №2 г. Костаная

Республика Казахстан

Аннотация

В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопров ождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.

Түйін

Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.

П рофессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный – повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой – стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий , как формирование эффективных умений и навыков общения . Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.

В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.

Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.

Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».

Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».

Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.

Коучинг не учит, а помогает учиться – это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) . Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.

Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,

что они проявляют в своей повседневной жизни;

В каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;

В каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;

Фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;

Принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;

Человек себя оценивает сам;

Построение «подмостков» для подопечного. [ 3 . c . 18 ].

Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.

Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.

Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:

Процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;

Проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;

Системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.

Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.

Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.

Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.

Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство – раскрытие потенциала - результат».

Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.

Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.

Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.

Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

Список литературы:

    Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.

    Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.

    Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.

    Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.

Приложение 1

    Международная конференция

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Утегенова Бибикуль Мазановна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6.

Ученая степень, звание:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Основное место работы:

Костанайский государственный педагогический институт

Должность:

Заведующая кафедрой педагогики

Телефон:

87142567584

Факс:

E - mail :

[email protected]

Дата подачи заявки:

    1. Число

    1. 23

    1. Месяц

    1. 09

    1. Год

    1. 2014

Приложение 1

    Международная конференция

    «Образовательная политика, практика и исследования»

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Остапенко Людмила Ге о ргиевна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.

Ученая степень, звание:

Основное место работы:

Школа-лицей №1 г. Костаная

Должность:

Учитель высшей категории, сертифицированный педагог

1 уровня

Телефон:

87053272445

Факс:

E - mail :

Дата подачи заявки:

    1. Число

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коучинг как метод обучения

Введение

коучинг управление персонал

Актуальность выбранной темы:

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа систематизирует и расширяет имеющие представления о коучинге. Даёт упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться для обучения и развития персонала.

Проводя изучение материалов по данной теме, я обнаружил ряд разногласий и весьма противоречивых мнений по данному вопросу. Многие специалисты углубляются в описание преимуществ донного процесс, говорят разных выгодах данного стиля. Но упускают, пожалуй, самое главное, что данный метод - направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни. Углубляясь в смысл, они упускают возможность передать свой опыт, свои методы, оставляя без внимания технологии коучинга и те принципы, на которых базируется данный метод.

Теоретическое значение и новизна работы обусловлена тем, что в современной литературе в недостаточной мере рассматривается подобная тематика, очень мало выпущено книг по коучингу, что указывает на крайне низкую, представленность данного направления.

Целью данной работы является: упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно, кто нет.

1. Выявить новые прогрессивные формы и способы обучения и развития персонала.

2. Проанализировать имеющиеся в литературе данные и представления по данному вопросу.

3. Определение что же такое коучинг и каковы возможные пути его использования в развитии персонала в рамках существующих подходов, теорий, стратегий, структур и форм

Объектом исследования является процесс повышения персональных компетенций сотрудников организации.

Предметом исследования является коучинг, как способ повышения эффективности деятельности организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе работы дана характеристика сущности и видов коучинга, рассмотрена технология коучинга, показаны типы коучей и принципы их работы.

Во второй главе коучинг рассмотрен на примере компании «Мэри Кэй»

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды ряда ученых по вопросам управления и, в частности, коуч-консультирования и коуч-менеджмента, а также по сопутствующим проблемам

В век технической революции все в мире быстро меняется. С огромной скоростью появляются новые технологии и разработки, в связи с чем рынок постоянно развивается. Предпринимателям приходится быть в курсе всех передовых идей, чтобы оставаться на плаву.

Предприниматель - это тот человек, который постоянно идет на риск с целью получения прибыли. И именно это заставляет руководителей фирм искать эффективные решения и новые подходы к достижению цели.

Роль человеческого фактора в производстве важна всегда. По этому в области управления постоянно разрабатываются и появляются новые течения, тенденции и технологии, позволяющие более успешно руководить людьми. Проводятся различные мероприятия, направленные на поднятие корпоративного духа и культуры, тренинги, переаттестации, управления по целям, коучинг и так далее. Все это позволяет ускорить процесс адаптации сотрудника на новом рабочем месте.

Руководители фирм и организаций привлекают специальных людей со стороны для обучения своих подчинённых. Эффективность этого способа очень высока: отсутствие затрат на переоборудование, расширение офисных, складских и цеховых помещений, принятия на работу новых сотрудников. Но при этом значительно поднимается производительность труда предприятия. Применив этот метод, можно с наименьшими затратами, получить прибыль в несколько раз больше, чем при инвестировании денег в новое оборудование.

В настоящее время в сфере управления человеческими ресурсами используются различные способы и подходы. И коучинг является одним из самых перспективных, объединяющих в себе различные методики и техники, дающие новые возможности. Коучинг важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Коучинг помогает найти в сотрудниках творческий потенциал, дает им возможность самостоятельно принимать решения для разных задач, проявлять инициативу и брать на себя ответственность за сделанное.

Глава 1.Понятие коучинга

1.1 История возникновения коучинга

Коучинг (англ. coaching -- обучение, тренировки) -- метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч(тренер) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем(тренером) предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Возникновение коучинга

Вопреки сложившемуся мифу, слово "коуч" - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда не что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - "то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути".

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

* Гуманистический подход в психотерапии.

* Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

* Сократовские методы диалога.

* Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг - это тренинг самореализации в форме беседы. Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход беседы, а клиент (игрок) за её содержание.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), "Эффективный Коучинг")

Сейчас термин "коучинг" широко распространен во всех экономически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Многие страны переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

Виды коучинга:

В области применения коучинг делится на:

Карьерный коучинг

Бизнес-коучинг

Коучинг личной эффективности

Лайф-коучинг.

Карьерный коучинг - это карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников

Суть лайф-коучинга заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинг делится на:

Индивидуальный

Корпоративный (групповой)

По формату:

Очный (личный коучинг)

Заочный (коучинг по телефону и/или через интернет)

Начнем с того, что выясним, кем же является коуч.

Персональный коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели.

Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.

Коуча стоит нанять, если:

Ваша цель масштабна и грандиозна для вас и предварительная проработка различных аспектов ее достижения с коучем сохранит ваше время, усилия и деньги, а так же уменьшит риск "упущенных возможностей";

Вы хотите осуществить свою мечту или цель наиболее подходящим способом, и научиться получать удовольствие от самого процесса ее достижения;

Вам важно самостоятельно добиваться результатов, используя все потенциальные возможности по максимуму;

Вам необходимо повысить свою эффективность и ответственность; Вы хотите научиться ставить истинно ваши цели и осуществлять их;

Вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни.

Со всем этим вы справитесь с помощью компетентного коуча. А тот, в свою очередь, постарается донести до Вас основные принципы:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит сам коуч и старается сделать так, чтобы в это поверили и Вы. Грамотный коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Основу работы коуча составляют:

Вера в людей, которая начинается с веры в самого себя. Ведь помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верит в себя, и тем самым, верить в других.

Доверие к миру. Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

Осознанность.

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Так же коуч должен быть готов ставить перед собой дерзкие цели. Коуч -- это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей, и обязан научить этому и своего клиента.

1.2 Влияние коучинга на организацию и бизнес-коучинг

Значительных результатов от руководителей ждут каждый день: нужно идти в ногу со временем, соответствовать требованиям акционеров и неуклонно повышать эффективность работы. Реализация этих планов требует особого подхода к формированию и развитию команды, что становится невозможно без активного участия всех ее членов и, зачастую, экспертной поддержки специалистов.

Рассмотрим коучинг как стиль управления. Стиль управления - это, своего рода "почерк" в действиях каждого менеджера и правильно выбранный стиль позволяет руководителю создать продуктивную и благоприятную среду, в которой наиболее полно и успешно раскрывается потенциал сотрудников для достижения целей компании.

По теории Курта Левина, стили управления делятся на три типа:

Автократичный

Демократичный

Либеральный

При автократичном стиле управления, несмотря на высокую производительность труда, у подчиненных наблюдаются низкая мотивация, подавленность, проявляются агрессия и отсутствие командного мышления. В коллективе, где преобладает демократический стиль руководства, руководитель стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, делегировать часть управленческих функций, результативность труда постоянно повышается. Либеральный же стиль отличается тем, что руководитель занимает пассивную позицию. Работа распределяется в основном самими сотрудниками или неформальным лидером.

Так же управленческие стили рассматривались американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон. Ими была разработана схема "управленческая решетка". Вертикальная ось этой схемы ранжирует "заботу о человеке" по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как

1.1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

5.5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая - внимание к решению производственных проблем и задач и вторая - внимание к людям. Термин "производство" означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.

Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому "убогому" стилю управления (1.1).

Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители "затягивают гайки", и когда отношения между людьми начинают страдать, их "маятник" возвращается в положение 1.9.

В середине решетки находится стиль "золотая середина" или баланс между "кнутом и пряником".

Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

Все эти исследования о типах управления дало основу для поисков стиля поведения менеджера, который позволяет добиться высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности сотрудников. Одной из таких технологий и является коучинг. Именно применение коучинга в управлении позволяет обеспечить продвижение сразу по двум векторам. Сотрудники достигают поставленных целей, при этом развиваются, профессионально растут и повышают культуру командного взаимодействия, ощущая свою ценность и вклад в общий результат компании. В основе подхода к менеджменту через коучинг лежит демократичный стиль управления. Руководитель демонстрирует уважительное и доверительное отношение к сотрудникам, на смену инструкциям и указаниям приходит диалог руководителя с подчиненным. Используя этот стиль управления, руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников.

Легко ли быть менеджером-коучем? Наверное, нет. Но менеджер, использующий коучинг в повседневной работе, знает: качество его работы определяется, в том числе, уровнем исполнения задач подчиненных, готовности команды к новым вызовам, и может напрямую влиять на результат командной работы. Коучинговый подход поощряет самостоятельность и инициативность подчиненных, позволяет выработать у подчиненных осознанность в своих действиях, ориентацию на результат и ответственность за него.

Одно из очень важных качеств менеджера-коуча -- умение слушать и задавать "сильные" вопросы, побуждающие подчиненного активно мыслить, не предлагая тому готовых решений.

Теперь выясним что же такое бизнес-коучинг.

В задачи бизнес-коучинга входят:

Индивидуальное развитие менеджеров: развитие эмоциональной и мотивационной компетентности, освоение более эффективного стиля руководства, адаптация к другой корпоративной культуре

Оптимизация взаимоотношений: выстраивание рабочих отношений, разрешение конфликтов, осознание индивидуальных различий

Командная работа: формирование стратегии, анализ взаимодействия в команде, сплочение команды для решения общих задач

Виды бизнес коучинга:

Индивидуальный (заказчик и клиент - одно лицо). Составление и сопровождение индивидуальных планов развития. Составление и сопровождения стратегических планов развития бизнеса

Ситуационный коучинг (нет общей темы, предмет каждой сессии определяется клиентом в начале сессии)

Системный (заказчик формулирует задачу, клиент выполняет ее с помощью коуча). Сбор и структурирование обратной связи, выбор области для развития, формирование команды развития. Создание плана действий и сопровождение его выполнения. Анализ обратной связи, коррекция действий и поведения. Командный (клиентом является вся команда). Индивидуальные интервью с членами команды. Консолидация и структурирование полученной информации. Командные сессии для сплочения команды и выработки плана действий

1. 3 Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга

В последнее время практически ни один уважающий себя руководитель не станет отрицать значимость развития и обучения персонала для развития организации, для развития бизнеса как такового.

Естественно, что у компаний, решивших пойти по пути "воспитания" собственных специалистов, возникает масса вопросов: кого и чему учить; с какой периодичностью; какими будут результаты обучения и как определить, получен ли ожидаемый эффект; как закрепить результат обучения; какую форму обучения предпочесть?

Рассмотрим наставничество, тренинг и консультирование, а также их отличия от коучинга.

Тренинг - это мероприятие, цель которого - развить у его участника (ков) определенные навыки. Тренинг обычно строится таким образом, что его участники могут взглянуть на свои проблемы со стороны. После этого составляется своеобразный план исправления ошибок. Такая форма работы дает обучающимся возможность развивать приобретенные навыки. Тренинг может проводиться внутри организации или за ее пределами.

Консультирование - процесс в ходе, которого проясняются причины возникших проблем, и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу. Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении сложных и специфических проблем.

Наставничество - это один из способов передачи опыта. Для того чтобы развить у индивида определенные навыки, можно предоставить ему более опытного наставника, который обучит его определенным техникам и методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.

Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и всё разнообразие стилей, навыков и техник применяемых в коучинге.

Виды коучинга для организации:

· индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;

· управленческий коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;

· групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;

коучинг для отдельно взятого проекта, например формированиегруппы исполнителей;

системный коучинг аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга, и техника плана личного развития (ПЛР)

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

1.Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации :(определение имеющихся ресурсов и ограничений) коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

3.Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4.Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5.Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

6. Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Необходимо выделить следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

· Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.

· Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.

· Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.

· Улучшение взаимоотношений в коллективе.

· Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.

· Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

· Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.

Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

Систематизировав известные данные о процессе коучинга, мне удалось выявить его уникальность и рассмотреть процесс его работы.

Коучинг - это психосинтез, это своеобразный коктейль. В нем можно отыскать элементы изо всех методов обучения. Но всё-таки коучинг - отдельный метод со своей собственной философией, технологией и правилами. И его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам.

Вывод по 1 главе: Современные руководители активно используют коучинг как один из методов в управлении персоналом. Появилось даже устойчивое выражение «руководство в стиле коучинг». Суть коучинга в управлении персоналом заключается в использовании методов коучинга во взаимодействии с сотрудниками. Это и определенный стиль в беседе, и открытая обратная связь, и метод постановки целей и мотивации сотрудников и т.п. Благодаря этому между сотрудниками и руководителями устанавливаются более отрытые, доверительные отношения, улучшается микроклимат в коллективе. С помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. Поэтому можно сказать, что коучинг эффективен в управлении со всех точек зрения и внедрение его методов может привести к качественным изменениям в вашей компании

Глава 2. Коучинг в компании «Мэри Кэй»

2.1 О компании «Мэри Кэй»

Компания «Мэри Кэй» была основана Мэри Кэй Эш в 1963 году. Сегодня это -- одна из крупнейших косметических компаний в сфере прямых продаж в мире, ежегодный оборот которой составляет более 2,5 миллиардов долларов США в оптовых ценах. Косметическая продукция Компании продается в более чем 35 странах мира, а количество Независимых Консультантов по красоте превышает 2 миллиона.

Штаб-квартира компании расположена в городе Эдисон, пригород Далласа, штат Техас, США.

Основные рынки продаж компании находятся в Китае, России, Мексике и США.

Компания входит в Ассоциацию Прямых Продаж, представленную во многих странах, и одновременно является членом Всемирной Федерации Ассоциаций прямых продаж.

Представительство компании «Мэри Кэй» в России работает с 1993 года. ЗАО «Мэри Кэй» -- это офис, склад и Центры обслуживания Консультантов в Москве, а также Региональные центры в Тюмени, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Красноярске и Екатеринбурге.

ЗАО «Мэри Кэй» ведет свой бизнес по методу прямых продаж. Продукцию Компании реализуют Независимые Консультанты по красоте. Они самостоятельно строят свой рабочий график, создают команду и планируют продажи. Компания оказывает им в этом необходимую поддержку. Наиболее успешные из Консультантов, настроенные на развитие своей карьеры с компанией «Мэри Кэй», со временем могут пройти 4-месячную квалификационную программу и получить статус Лидера Бизнес-Группы. Этот статус в Компании ценится очень высоко, его достигают лишь немногие -- около 1,2% Независимых Консультантов. Поскольку каждый Консультант по красоте -- независимый предприниматель, Лидер Бизнес-Группы не является ее официальным руководителем. При этом он формирует свою команду и берет на себя заботу о ней, обучая людей продажам, построению бизнеса, знакомя их с продукцией Компании и ее корпоративной культурой, вдохновляет их и поддерживает. Важно отметить, что переход в лидерский статус влечет за собой существенные изменения в жизни самого Лидера, так как подразумевает овладение новыми знаниями и навыками и абсолютно новой ролью.

2.2 Реализация проекта

Отдел по работе с персоналом организовал всю работу с точки зрения кросс-функционального проекта. Была сформирована проектная команда, роли участников которой распределились следующим образом: Отдел развития рынка -- носители внутренней экспертизы, HR -- носители методологии проекта, внешний провайдер обучения - носитель нового знания и технологий.

Для участия в программе были отобраны 10 специалистов Отдела развития рынка. Ее движущей силой стало ожидание изменений в бизнес-процессах, а именно:

· увеличение количества исходящих звонков, в процессе которых происходит взаимодействие специалистов Отдела развития рынка и Лидеров Бизнес-Групп,

· изменение характера этих звонков: задача сотрудников в ходе звонка не столько в предложении Лидерам готового решения, сколько в совместном анализе результатов бизнеса, выявлении сильных и слабых сторон, направлении Лидеров на развитие и понимание того, что сложности преодолимы при грамотном управлении бизнесом. Это ключевое изменение, направленное на повышение продуктивности звонков. Оно подразумевает смену реактивного подхода в работе на проективный.

Реализация проекта проходила в 4 этапа:

1ый этап включал два мероприятия: диагностика уровня развития определенных компетенций участников обучения и тендер по выбору провайдера обучения.

В заказе, поступившем от Отдела продаж и развития рынка, изначально были сформулированы те компетенции, которые позволяют его специалистам быть успешными в новом проекте:

· убедительность в общении,

· способность мотивировать Лидеров на развитие,

· создание атмосферы доверия в разговоре (чтобы Лидер чувствовал поддержку от лица Компании и искреннюю заинтересованность в его успехах),

· умение развивать в Лидерах способность анализировать свои результаты,

· самомотивацию и способность к самообучению.

При этом немаловажное значение играет развитие краткости и лаконичности в разговоре, умение держаться главной линии разговора и удерживать на ней собеседника.

Многие из этих компетенций заложены в модель компетенций компании «Мэри Кэй».

Диагностика проводилась по 3 видам тестов: анализ вербальной информации, анализ числовой информации и тест на измерение компетенций базового профиля. В связи с ожидаемыми увеличением количества и изменением качества телефонных звонков было важно оценить исходный уровень развития аналитических навыков сотрудников Отдела развития рынка. Также были проведены дополнительные коммуникативные тесты, необходимость которых определил особый стиль общения, существующий в Компании.

Основными результатами тестирования стало подтверждение наличия требуемых компетенций у участников программы и определение путей их дальнейшего развития. Специалисты по обучению и развитию персонала сформулировали конкретные рекомендации, которые были учтены при разработке содержания программы обучения.

Тендер по выбору провайдера обучения был начат с крупных компаний, которые предлагают классический коучинг и готовят коучей на длительных курсах. Общаясь с ними и анализируя ситуацию в компании «Мэри Кэй», специалисты по обучению пришли к пониманию, что для обучения сотрудников Отдела развития рынка в большей степени необходимы навыки эффективной коммуникации с элементами коучинга, нежели коучинг в чистом виде. В итоге выбор провайдера был сделан в пользу одной из тренинговых компаний.

Для уточнения содержания программы провайдер провел свое входящее тестирование в режиме мини-ассессмента с использованием кейсов. Были протестированы такие показатели как эмоциональный интеллект, эмпатия, владение определенными коммуникативными приемами.

2ой этап -- проведение двухдневного тренинга «Техники коучинга». Концепция тренинга была предложена провайдером и доработана с участием остальных членов проектной команды. Акцент был сделан на прикладной характер обучения, его максимальную ориентированность на практику.

В ходе обучения участники:

· познакомились с основами коучинг- технологии,

· освоили техники обратной связи по результатам выполнения планов продаж Лидерами Бизнес Групп,

· научились проводить грамотную беседу в стиле коучинга по моделям ORID, GROW, SCORE, выбирая подходящую по ситуации модель,

· освоили технологию ведения телефонных переговоров с Лидерами в стиле развивающей и мотивирующей на достижение целей беседы.

Большое значение для второго этапа проекта имела поддержка руководителей Отдела развития рынка. Они принимали участие в подготовке и проведении программы, помогая создавать кейсы, мотивируя сотрудников на обучение.

Отчет В 1.3
Рефлективный отчет учителя - коучинга по обучению в рамках реализуемой практики коуча.
Понятие «коучинг» я впервые услышала на курсах повышения квалификации педагогических работников РК. Понимание процесса коучинга расширилось благодаря помощи нашего тренера. Коучинг представляет процесс взаимодействия коллег, в ходе которого на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232).
Достоинства метода:
Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и групповом уровне.
Недостатки метода:
Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
Ожидаемым результатом коучинга является существенное повышение эффективности деятельности личности.
(А.М. Кузьмин.Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23)
В школе я провела два коучинга «Развитие критического мышления через анализ и синтез» и «Оценивание в учебном процессе». Я определила для себя, что коучинг это организованный процесс, где самое главное, на мой взгляд, это психологический настрой коуча и слушателей.
Темы занятий были определены мной исходя из потребностей учителей, выявленных через анкетирование. Коучинг направлен на решение конкретных вопросов, на решение проблем у учителей. Поэтому я понимаю, что одно занятие не эффективно. Необходимо провести серию занятий. Для этого необходимо заинтересовать моих коллег и предложить для обсуждения методы решения проблем. Моих коллег заинтересовали новые подходы в обучении для улучшения учебного процесса.
Время меняется стремительно, появляются новые требования к уровню компетентности преподавателей, прошло время, когда требования к учебному процессу диктовались сверху, структура рынка и технологий сегодня меняются значительно чаще, чем в прошлом. Время диктует необходимость постоянного обучения сразу на рабочем месте посредством коучинга (www:aogen.ru).
На своих занятиях я помогала коллегам раскрыть свои возможности (составлять вопросы по таксономии Блума, выполнять сложные задания на анализ, умение отстаивать свою точку зрения, оценивать) через творческие задания. Всегда была с ними на равных, что позволило мне выработать такие стратегии, которые вывели учителей на самостоятельные пути решения.
В ходе проведения коучингов я определила для себя, что самое главное это правильно задавать вопросы, не давать готовых ответов и не критиковать.
Нужно уметь обобщать сказанное коллегами, чтобы учителя убедились, что их поняли. В процессе проведения двух коучингов я считаю, что цели и задачи достигнуты (через применение групповой работы, стратегии критического мышления, формы оценивания). Только во взаимодействии и сотрудничестве можно принять правильное решение. Обучение в сотрудничестве представляет собой группу людей, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230).
Для того чтобы коучинг был продуктивным я применяла различные методы и приёмы: « Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «групповую работу», «Корзина идей» Эффективностью коучинга было то, что учителя ознакомились с Программой курсов и познакомились с модулями данной программы и попытаются применять эти знания на практике. Также я считаю, что коучинг будет эффективным, если он будет развивать учителей, добиваться от них результатов. При планировании проведения коучингов мной учитывались предметные направленности учителей. Для себя я отметила, что при обучении учителей и учащихся существуют различия:
1) обучение учителей основано на обмене опытом и наличие обратной связи, так как учителя могут оценивать информацию.
2)учителя могут разделять ответственность за процесс обучения, так как они знают собственные потребности.
3)учителя сосредоточены на том, как решить проблему.
Трудность возникла при вовлечении в работу всех учителей. Учащиеся более активно включаются в процесс обучения, чем учителя. Я думаю, что это связано с тем, что у учащихся есть своеобразный стимул – оценка за урок и некая вольность при нестандартном подходе в обучении (передвижение по классу, обсуждение во время урока, творческая деятельность и т.д.).
При планировании и проведении коучинг занятий в школе я столкнулась с трудностями:
Выбор времени проведения занятий
Изменение стереотипов учителей
Нехватка времени на выполнение задания
Недостаточно времени проследить за деятельностью учителей.
В дальнейшей своей работе как коуча я постараюсь учесть трудности, с которыми я столкнулась, и при дальней планировании привлечь учителей (сторонников традиционной модели образования) к совместной работе. Задания подбирать, так чтобы рационально использовать время урока и выйти на конечный результат.
Коучинги должны проводиться систематически, пусть даже с небольшой группой учителей, но которые в этом заинтересованы. Чтобы занятия были более интересными и разнообразными, в дальнейшем мне необходимо будет изучить и проанализировать дополнительную литературу по новым подходам в обучении.
Так же, как мне кажется, коучинги можно проводить и с учащимися старших классов, в целях подготовки к ЕНТ, научным проектам и конференциям, конкурсам и предметным олимпиадам.
После проведения коучинга несколько учителей, имеющие небольшой педагогический стаж, заинтересовались программой курсов и решили пройти данные курсы с целью своего самообразования и саморазвития. Я считаю, что в сотрудничестве с коллегами они преодолели трудности (общение, определение цели и задач) и увидели свои творческие и индивидуальные способности. Исходя из выше сказанного, я определила для себя следующие задачи, по которым планирую работать в ближайшее время:
Продолжать практиковаться как коучРазрабатывать коучинг занятия с учетом профессиональных потребностей учителей
Привлечь педагогов, которые ещё не до конца могут определиться с проблемой в своей педагогической деятельности к участию в коучингахСоздать сообщество учителей которые хотят быть творческими учителями.
Продолжить серию коучингов по теме «оценивание», так как эта тема актуальна для современного образования, для повышения уровня компетентности преподавателя.
Используемая литература:
Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232
Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23
www:aogen.ruРуководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является внедрение инновационных форм работы с учащимися, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность мотивации - как в учебной, так и внеучебной деятельности .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы .

коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос - ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching - обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг - подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч - вопросами , то это будет выглядеть примерно так:

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг - это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов - сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг - это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере - так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности - это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку - и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам - это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч - вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал - это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Итак, принципы позитивного родительства Ребенок может быть другим или отличаться от других Ребенок может совершать ошибки Ребенок может выражать негативные эмоции Ребенок может хотеть большего Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Просмотр содержимого документа
«Коучинг в работе современного педагога.»

Коучинг в работе современного педагога.

Самойлова Светлана Алексеевна

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова


Знание

Творчество

учителя

ученики

родители

Совместная работа по преодолению барьеров в обучении и развитию творческих способностей

УСПЕХ


«Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

ученики

учителя

Гибкость (готовность воспринимать идеи других);

Настойчивость (не откладывать трудные задачи);

Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);

Поиск компромиссных решений;

Коммуникативность.

Усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться

Развитие мотивационной сферы учащихся

Быть самомотивированными обучающимися;

Развивать позитивное отношение к обучению;

Развивать позитивное отношение к самим себе.



Качества, необходимые педагогу: (по К. Роджерсу)

  • Открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими;
  • Принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал;
  • Педагогический оптимизм;
  • Эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика.

Критическое мышление2













«Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

  • Что ты хочешь?
  • А зачем тебе это?
  • Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
  • Что может повлиять на изменение ситуации?
  • Что ты будешь делать?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
  • Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
  • Кто и чем может тебе помочь?
  • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
  • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
  • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
  • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

Комплексные эквиваленты - слова, являющиеся условными обозначениями определенного поведения.

«Каждый человек вкладывает в определенное понятие свой смысл»

Комплексный эквивалент

Когда проявляю я…

Уважение

Проявляют по отношению ко мне…

1) Внимательно слушаю его и делаю то, что он попросит

2) Стараюсь быть предельно пунктуальным

3) Стараюсь сделать больше, чем человек просит

Дружба

1.

2.

3.

1) Человек делает то, что я его прошу аккуратно и тщательно

2) Проявляет пунктуальность

3) Не будет говорить за моей спиной обо мне, а будет говорить прямо

1.

2.

3.

Если вы знаете хотя бы шесть поведенческих проявлений одного комплексного эквивалента, то у вас есть шанс наладить эффективную коммуникацию с любым человеком.


Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха.

Принципы позитивного родительства:

  • Ребенок может быть другим или отличаться от других
  • Ребенок может совершать ошибки
  • Ребенок может выражать негативные эмоции
  • Ребенок может хотеть большего
  • Ребенок может сказать «нет»,

но последнее слово остается

за родителями


Коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

  • Коучинг проходит в 7 этапов :
  • 1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком (родителем) ;
  • 2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
  • 3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;
  • 4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
  • 5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
  • 6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
  • 7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт