Тематический тест по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца

Тест М. М. Пришвин «Кладовая солнца». 6 класс.

1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

2.

3. а) Насти; б)Митраши; в) геологов; г) жителей деревни.

4.

а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата; в)каждый сам за себя

5.


в) гончарство: мастерил глиняные горшки; г) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду.

6.

а) «Мужичок в мешочке»; б) «Мальчик с пальчик»;

7. Рассказчик сравнивает Настю

а)с золотой веснушкой; б) с золотой курочкой; в)с Золушкой; г) с Дюймовочкой;

8. Дети отправились в лес:

9. События происходили а) летом, б) осенью, в) зимой, г) весной

10

а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

11.

а) полянка, б) палестинка, в)кудринка, г)грибница

12.

13.

а) ей было их жалко; б) собаке было страшно;

в) они напоминали ей о ее собственном горе; г)деревья посадил Антипыч.

14.
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; б)Митраша не хотел брать с собой еду;
15. Как хотел идти Митраша?
а) по карте, б)прямиком на Север по компасу, в) широкой проторенной дорогой, г) лишь бы не с Настей

16. Что такое Елань?

в) место, где растёт трава-белоус; в) самое топкое место в болоте.

17. а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

18.

а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;

19.

а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с помощью ружья

20. а) Травка, б)Затравка, в)Травинка, г)Муравка.

21. Что сделала Настя с клюквой

в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, г) раздала соседям.

22

а) других; б) себя; в) природы; г) для друзей;

23. а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

24.

а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) антитеза.

25. а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.

26. а)олицетворение, б)эпитет, г)сравнение, д) метафора

27.

а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора; г) сравнение.

28.

а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.

29.

в) деревья, травы, цветы, животные; г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.

30.

Ответы на Тест М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

2. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны; б) во время Великой Отечественной войны; в) сразу после войны; г) в 50-е годы.

3. Повествование в произведении ведется от лица: а) Насти; б)Митраши; в) геологов; г) жителей деревни.

4. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата; в)каждый сам за себя

5. Ремесло, которое освоил Митраша в свои 10 лет?

а) сапожное дело: умел чинить обувь; б) печное дело: умел класть кирпичные печи;
в) гончарство: мастерил глиняные горшки;
г) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду.

6. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «Мужичок в мешочке»; б) «Мальчик с пальчик»; в) «Золотой петушок»; г) «Носик-курносик».

7. Рассказчик сравнивает Настю

а)с золотой веснушкой; б) с золотой курочкой; в)с Золушкой; г) с Дюймовочкой;

8. Дети отправились в лес:

а) голубикой; б) за костяникой; в) за клюквой; г) за черникой..

9. События происходили а) летом, б) осенью, в) зимой, г ) весной

10 . По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

11. Как называют в лесу отменно-приятное место?

а) полянка, б) палестинка, в)кудринка, г)грибница

12. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев;

б) предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

г) сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

13. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) ей было их жалко; б) собаке было страшно;

в) они напоминали ей о ее собственном горе; г)деревья посадил Антипыч.

14. Дети в лесу поссорились из-за того, что…
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; б)Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину; г)Настя не разрешала брату стрелять из ружья
15. Как хотел идти Митраша?
а) по карте, б)прямиком на Север по компасу, в) широкой проторенной дорогой, г) лишь бы не с Настей

16. Что такое Елань?

а) непроходимый еловый лес; б) место, где растёт много клюквы;

в) место, где растёт трава-белоус; в) самое топкое место в болоте.

17. Собирая клюкву, Настя испугалась: а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

18. Почему Настя не вспомнила о брате?

а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;

в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё; г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

19. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с помощью ружья

20. Как Митраша позвал собаку Антипыча, призывая её на помощь? а) Травка, б)Затравка, в)Травинка, г)Муравка.

21. Что сделала Настя с клюквой ? а)продала, б) наварила варенья,

в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям , г) раздала соседям.

22 . Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других; б) себя; в) природы; г) для друзей;

23. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

24. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему» – используется:

а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) антитеза.

25. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует: а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.

26. Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях: «горячее и чистое солнце», «живительные лучи», «радужный хвост», «слепая елань», «злой ветер»: а)олицетворение, б)эпитет, г)сравнение, д) метафора

27. В отрывке: «Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:

а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора; г) сравнение.

28. Правда Антипыча – это правда вековечной суровой борьбы людей:

а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.

29. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»: а) болото с залежами горючего торфа, б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,

в) деревья, травы, цветы, животные; г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем .

30. Какова тема «Кладовой солнца»?

а) трудности военного времени; б) природа выше человека и человеческих страстей; в) главное в жизни - взаимоотношения между людьми; г)единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.

1.
«Кладовая солнца» М. М. Пришвина — сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города
Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...». Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».

2.
Настя и Митраша — главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку — чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке
Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша—“мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”

3.
Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось.
Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл один неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше.

4.
Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа.
Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры.

5.
Большую роль в романе «Герой нашего времени» играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.
Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор — точные и свежие краски лермонтовской прозы.
В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».
Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.
Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.
Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.
Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.
Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, — все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» — восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

6.
Это произведение учит нас о том, что самое главное в жизни - это любовь и забота о близком человеке. Что пройденные испытания учат ценить теплоту человеческих отношений. Кроме этого, повесть доказывает, что человек и природа едины.
Антипыч, хозяин Травки, говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин жили друг для друга. Собака любила своего хозяина, когда он умер. ей приходилось учиться жить для себя. Часто охотясь, она забывала даже поесть, так как привыкла загонять зверя не для себя, а для Антипыча. И всех людей после его смерти она делила на две категории: АНтипычи и враги Антипыча. Митрашу она спасла, вытащив из болота, потому что ей показалось, что мальчик- это маленький Антипыч, ее прежний хозяин. Жить в дружбе, заботясь о других- это есть правда Антипыча и собаки Травки.
О единстве человека и природы.
Это «думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев, собака Травка. Все они сыграли важную роль и в повествовании, и в судьбе Насти и Митраши. У камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь — решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.

7.
Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.
Клюква, которую собирали дети, растет на болоте. Болото - обычно ровная местность, открытая солнцу со всех сторон. Клюква на солнце, во влажном месте зреет крупная, сочная, ароматная. Клюква - это целебная ягода. Она незаменима при простудах. В нашем холодном климате это важно.
И лесные животные едят клюкву и птицы...Да, конечно, клюква - это клад!
И солнце дарит нам это богатство. Наклонись и собирай!

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

1) поэма

2) сказка

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

4) Насти

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

3)на 5 лет

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

Г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

3) компас

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

3) эпитет

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

2) Настя

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

1) «Дети»

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Часть 2.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

Часть 3.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 - от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

60-80%- оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0- 40%- оценка «2»

Ключи к тесту

Первый уровень

А10

А11



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт