Во время первой мировой войны взяли Лопшо Педуня в армию. Бабка приготовила ему новые портки, дед- новые лапти сплёл. Положил Лопшо Педунь в пестерь сухари, сушёную парёнку, несколько головок луку и отправился в путь-дорогу.
- Не горюйте,- наказывал он деду с бабкой.- Писем от меня не ждите, сам раньше почты заявлюсь,
Доставили Лопшо Педуня прямо к границе. Тут и запасы у него вышли: сухари с парёнкой кончились
Другой бы растерялся, оказавшись без пропитания, закручинился, а Педунь и в ус не дует, орлом смотрит,
Командиру же показался Лопшо Педунь ненадёж¬ным. Говорит ему командир:
- Ты, Педунь, в обоз отправляйся. И по обличью и по повадкам вижу - трусливый ты человек. В бою совсем раскиснешь, не выдержишь.
Рассердился Лопшо Педунь, ну, думает, покажу я тебе.
На другой день утром командир приказал ему ко¬ми запрягать. Лопшо Педунь засуетился и начал те-.мсму спереди жеребца припрягать. Привязал оглобли к хомуту, и покатилась телега впереди коня.
- Да разве так запрягают? - смеются над ним солдаты.
- Напрасно смеётесь! - прикрикнул на них Лопшо Педунь.- Люди всегда тачку перед собой
ппут. А лошадь чем хуже? Если хотите знать, этот жеребец, пожалуй, поумнее вас.
Выгнали Лопшо Педуня из обоза.
- Пошлите меня в разведку - не покаетесь,-говорит он.
Пусть идёт,- решил командир, здесь от него всё равно проку нет.





Прошло три дня, и о Лопшо Педуне забыли: то ли был он на свете, то ли и не родился вовсе. Исчез человек и следов не оставил. Сгинул - вестей не по¬даёт. Однако на четвёртый день утром Лопшо Педунь явился в роту. Сел у казармы и молчит, как воды в рот набрал - ни слова не говорит.
Как раз этой ночью надо было посылать разведку к вражеским окопам. Командир отобрал двадцать самых боевых солдат.
- Если охота, иди и ты,- сказал он Лопшо Педуню.
Вернулись разведчики ранним утром, говорят, что так и не увидели противника.
- А куда же Педунь подевался? - спросил ко-мандир.
- Он дальше пошёл,- ответили солдаты.
Прошло три дня, и о Лопшо Педуне забыли: то ли был он на свете, то ли и не родился вовсе. Исчез человек и следов не оставил. Сгинул - вестей не подаёт. Однако на четвёртый день утром Лопшо Педунь явился в роту. Сел у казармы и молчит, как воды в рот набрал - ни слова не говорит.
- Педунь, где же ты пропадал, что повидал? -спрашивает командир.
- Здесь я- говорить ничего не буду, только самому полковнику доложу,- отвечает он.
Проводили Лопшо Педуня к полковнику. Вытя¬нулся Педунь перед ним в струнку, дослал из кармана вражеское знамя.
- Молодец! - обрадовался полковник. И тут же нацепил на грудь Лопшо Педуня Георгиевский крест.
- Слуш... ваш... благородие! - гаркнул Педунь.
- Теперь расскажи, как достал это знамя,- сказал полковник.
Но Лопшо Педунь отказался: говорит, только ге¬нералу он может рассказать об этом.
Дали Лопшо Педуню новые штаны, гимнастёрку. Георгиевский крест пуще прежнего на груди засвер-кал. Привели к генералу. Генерал ещё одним Георгиевским грестом – второй степени – наградил его.
Но Лопшо Педунь и генералу ничего не рассказал Я, говорит, только царю скажу о том, что узнал.

Доставили Лопшо Педуня прямо в Зимний дво-рец. Здесь прежде всего умыли его из золотой посуды и отправили отдохнуть на постель из лебяжьего пуха. Знамо дело, напоили-накормили до отвала, да ещё душистой водичкой побрызгали. На другой день по¬пели в кабинет царя.
- Ефрейтор Лопшо Педунь прибыл по вашему повелению, ваше высочество! - гаркнул Педунь.
Царь рассмеялся, довольнёшенек - бравый солдат!- и самолично приколол на грудь Лопшо Педуня Георгиевский крест первой степени. Стал Лопшо Педунь полным Георгиевским кавалером.
- Ну, теперь расскажи, как ты сумел достать немецкое полковое знамя,- сказал царь.
Сумел, ваше вели-чество! Я, как в разведку идти, взял с собой ротное царское знамя,- говорит Лопшо Педунь.- Всё равно, думаю, оно скоро не нужно будет. Подарил его немецкому солдату, а он мне - вот это самое.
Собака! Прочь! - заорал царь.
- Так точно, ваше вели-чество - собака! - не остался в долгу Лопшо Педунь, повернулся и зашагал прямёхонько к окопам.



Удмуртские сказки про лопшо педуня. Алчный купец и Лопшо Педунь

Одному купцу коротким показался летний день: солнце встаёт поздно и заходит рано. А как пришло время батраков нанимать, купец совсем расстроился: день для него как мгновение ока стал. Сокрушается купец, что не успеют батраки в поле выйти, как настаёт пора обратно возвращаться. Так им никогда всей работы не переделать.

Пришёл он к Лопшо Педуню.

Что за нужда привела тебя ко мне, бускель? – спросил купца Лопшо.

Да вот, день очень короток. Работники до поля не успевают дойти - глянь, вечер настаёт, расплачиваться же приходится с ними сполна, да и кормить, как подрядились. Вздумалось мне удлинить день, только никак не сыщу того, кто помог бы мне в этом. Пришёл к тебе спросить, не знаешь ли того, кто умеет день длиннее сделать.

Э-э, агай, и как это тебе посчастливилось именно на такого человека набрести? – не без удовольствия сказал Лопшо Педунь, подумав про себя, что настал черёд проучить жадюгу. - Дашь пять пудов муки – помогу тебе.

И десяти пудов не жалко, только научи поскорее.

Слушай, уром, как беде твоей помочь и день длиннее сделать, - начал растолковывать Лопшо Педунь. - Надень на себя потеплее дэрем 1 , пиджак, поверх всего - тулуп, на ноги - валенки, а на голову - малахай из овчины. Возьми в руки вилы, заберись на берёзу повыше и удерживай солнце вилами, чтоб оно на месте стояло. Понял ли?

Понял, понял, всё понял. Большое спасибо за добрый совет. В гости приходи, я сам тебя потчевать буду.

Вернулся купец домой и похвастался перед женой своей изворотливостью. Что, дескать, узнал-таки, как солнце удерживать, чтобы по небу не быстро бегало..

Лето в тот год стояло жаркое. Нанял купец плотников, чтоб они одним днём дом поставили. А сам с вечера начал собираться. Надел тёплый дэрем, пиджак, тулуп, обул валенки, а чтоб голове теплее было, надел меховую шапку. Для рук додумался ещё прихватить овчинные рукавицы. Взял купец в руки самые длинные сенные вилы и, не дожидаясь восхода солнца, забрался на самую высокую берёзу. Плотникам же наказал работать как подрядились - целый день. Сидит купец чуть не на верхушке берёзы, ни одна веточка тени ему не даёт - и вилами солнышко придерживает. От зноя пот у него по спине ручьями бежит, руки совсем одеревенели, подрагивать начали.

А батраки трудятся без передышки, топорами постукивают, пилами позванивают. Время от времени на купца поглядывают, усмехаясь. Купец строго наказал не останавливаться, пока он с берёзы не спустится. Свою жену к ним приставил, чтобы доглядывала за работниками.

Жарится купец на берёзе под солнышком, от усталости того и гляди на землю брякнется. И уж очень длинным день ему кажется. Пожалуй, и не помнит он на своём веку такого длиннющего дня.

К полудню купец как в парной бане пропарился, устал, будто на нём целый день пашню пахали и кнутом хлестали. Слез он с берёзы.

Ну, работнички, спасибо, сегодня славно поработали, довольно уж, - говорит.

А батраки рады-радёхоньки: совсем не устали, всего полдня на купца побатрачили. Пошли они по домам, довольные.

Вот так жадный купец день удлинил. За это он Лопшо Педуню десять пудов муки отдал и ещё угостил на славу.

_________

1 Дэрем - женская рубаха у удмуртов. 


Некогда в одном царстве жил бедный крестьянин. За всю свою жизнь не видел он счастья и радости. А было у него три сына. Старшего звали Иван, среднего - Павел, младшего – Петыр. Ростом братья были разные: Иван высок, Павел среднего роста, а Петыр совсем коротышка.

Когда отец умирал, он сказал сыновьям:

– Все вы мои сыновья, все вы мне дороги. Я прожил век свой в бедности, ничего вам не оставляю после себя. Ищите сами себе счастье и хорошую жизнь.

После смерти отца все три брата ушли из отцовского дома. Пошли они по дороге, сами не зная куда. Шли, шли и до большой горы дошли. Остановились отдохнуть под горой и слышат на вершине стук топора.

– Пойдемте на гору, посмотрим, кто там рубит, – говорит Петыр братьям.

Братья не пошли. Тогда Петыр один поднялся на гору и удивился: топор один рубит и валит деревья.

– Эй, топор, можно тебя посмотреть? – спрашивает Петыр.

– Посмотри, – говорит топор и идет к нему.

Петыр взял топор, положил его в мешок и пошел к братьям.

– Кто там рубит? – спрашивают его.

– Кто-то рубит, я не узнал, – говорит Петыр.

– Пойдемте посмотрим, кто добывает камень, – снова предлагает братьям Петыр.

– Если не устал – иди сходи, – посылает его Иван, – а мы устали.

Поднялся Петыр на гору и видит: кайло само без человека добывает камень.

– Можно тебя посмотреть, кайло? – спрашивает Петыр. Кайло подошло к нему. Петыр взял его и положил в мешок.

– Ну, что там видел? Бегаешь зря, куда не надо, – ругает его Иван.

– Там кто-то камень добывает, не узнал кто, – говорит Петыр.

– Давайте поднимемся по речке, посмотрим, откуда она вытекает, – говорит Петыр.

– Когда же дойдешь до истока? Если ты дурак, иди ищи, – говорит Павел.

Петыр пошел. Вскоре дошел до истока речки. Видит: выходит река из скорлупы ореха.

– Эй, скорлупка, можно тебя посмотреть? – спрашивает Петыр. Скорлупка ответила, что можно. Петыр взял скорлупку, положил ее в мешок и возвратился к братьям.

– Ну, что видел? – спрашивают его.

– Я до конца не дошел, – говорит Петыр.

Шли, шли они и дошли до города. В городе узнали, что царь предлагает большую награду и свою дочь в жены тому, кто сумеет срубить дуб на царском дворе.

– Сумеем, братья? – спрашивает Петыр.

– Пойдем посмотрим, может, будет удача, – говорят братья. И пошли они к царю.

У царя уже много народу собралось. Трудно понять, что тут творится: у одного нет носа, у другого – уха, у третьего – глаза.

– А почему все калеки? – спрашивает Иван.

– Мы обещали срубить этот дуб, но не сумели. Вот за это царь

нас и наказал.

– Нам не суметь тоже, пойдемте лучше отсюда, пока и нас не покалечили, – говорит Иван.

– Нет, сумеем. Отсюда не уйдем, – отвечает Петыр.

– Да что ты говоришь, сопляк? Смотри, какой тут народ здоровый, не тебе чета, однако не смогли дуб срубить. Срубишь одну ветку, а на ее месте вырастает сто новых веток. Куда тебе, – с насмешкой говорит один безносый.

Дуб так разросся, что закрыл все царские постройки.

Петыр пошел к царю и сказал, что они срубят дуб.

– Не срубите, то с вами сделаю то же, что и со всеми здесь, – сказал царь.

Иван взял свой топор и ударил один раз. На том месте выросли новые сто веток, еще ударил – опять выросли новые сто веток. А Павел даже и не принимался за дело. Царь хотел уже отрезать у братьев уши.

Петыр попросил:

– Подожди, царь! Если я не сумею, тогда делай что хочешь. А до этого моих братьев не наказывай.

Достал Петыр из своего мешка топор-саморуб, засадил его в дуб и сказал ему:

– Руби, мой топор!

Топор как начал рубить! Колет и дрова в поленницы складывает. Весь народ удивился, не знает, что и сказать. Вышел посмотреть и царь, потому что во дворце сразу светло стало. Это топор повалил дуб, и кругом прояснилось.

– Вот, царь, я освободил тебя от дуба, он больше не будет расти. Давай обещанное.

Царю стало жалко давать награду, а еще пуще того не хотел он отдавать дочь за бедняка.

– Вот что, Петыр, – говорит царь. – Сумеешь вырыть на середине моего дворца колодец такой, чтобы вода там никогда не кончалась, тогда дам тебе половину моего царства и выдам за тебя дочь.

– Получи-ка лучше плату за эту работу, и уйдем отсюда, – говорит Иван. – Как ты на такой горе докопаешься до воды?

– Нет, не уйдем, копать будем и до воды дойдем, – отвечает

ему Петыр.

Достал он из мешка кайло, копнул землю и сказал:

– Копай, мое кайло!

И пошла работа. Кайло копает, только камни летят вверх. Копает, копает, а воды нет. Остановил Петыр кайло, достал из мешка скорлупу и положил в колодец, сказав:

– Дай серебряную воду свою, моя скорлупка!

И потекла из скорлупы вода чистая, как слеза. Скоро она заполнила колодец и потекла ручейком по двору. Народ ахнул от удивления.

Царь удивился этому больше народа. Он надеялся, что Петыр не достанет воду и не придется с ним расплачиваться. А тут вышло наоборот.

– Я тебе еще одну работу дам, – говорит царь Петыру. – Если ее выполнишь, тогда уж получишь обещанное. Недалеко отсюда есть лес. В этом лесу хозяйничает великан, не пускает никого в лес. Сумеешь победить великана – будешь жить.

Петыр ушел, а царь с радостью думает: «Вот теперь от великана живым не воротишься!»

Пришел Петыр в лес, заставил топор валить деревья. Валятся деревья, как подкошенные.

– Кто посмел войти в мои владения? Как таракана раздавлю, – кричит великан и пытается наступить сапогом на Петыра.

А топор все валит и валит деревья. Взмолился тогда великан. – Перестань, Петыр, валить лес, разорять мое имение. Ты победил меня, будь моим хозяином.

Возвратился Петыр к царю и говорит:

– Великана я победил. Выполни теперь свое слово. Не выполнишь, я тебя самого убью.

Царь послал в лес посмотреть, на самом ли деле великан больше не хозяйничает. Прибыли работники царя в лес.

– Кто вас сюда послал? – спрашивает великан.

– Послали нас Петыр и царь, – отвечают те.

– Везите дрова. Петыр меня победил, и я против него не иду, – говорит великан.

Работники возвратились с дровами.

– Значит, Петыр победил? – спрашивает их царь.

– Победил. Великан сказал, что он теперь не противник Петыру, – говорят работники.

Царь испугался Петыра, выполнил свое слово, и Петыр стал зятем царя.

Удмуртские народные сказки.- 3-е изд., с изменениями / Составление, перевод и обработка Н.П. Кралиной.– Ижевск: Удмуртия, 2003.- 144 с.: ил.

На удмуртском языке

Глупый котёнок

Жила-была кошка с котёнком. Котёнок дыл маленький, глупенький. Однажды он увидел на крыше луч солнца.

Должно быть какое-нибудь вкусное кушанье, - подумал котенок и полез на крышу.

Уж совсем было добрался он до крыши, как вдруг откуда-то выпорхнул воробей.

Нет, лучше сначала я его съем, а потом дальше полезу, - сказал про себя глупенький котенок и кинулся за воробьем.

Воробей-то улетел, а котёнок упал на землю и сильно ушибся. Тогда кошка, утешая, сказала ему:

Твое дело - только мышей ловить.

Котенок выслушал наставление матери и обещал никогда его не забывать.

Прошло много времени. Однажды котенок поймал в лесу мышку и во рту несет домой показать свою добычу матери. Ему надо было переходить через ручей по жердочке. И когда он переправлялся, заметил в воде свою тень и опять подумал:

Лучше я отниму у того котёнка мышь!

Выпустив изо рта мышку, он кинулся в воду. тени-то конечно он не поймал, да и сам едва спасся: мокрый, грязный он вернулся к матери. Но теперь кошка не стала утешать его, а побила и снова сазала, что он должен делать только свое дело - мышей ловить, а не гоняться за всем, что попадает на глаза.

Котенок с этих пор не забывал наставлений матери.

На удмуртском языке


Богатырь Кондрат

На крутом берегу реки Иж, в черном дремучем лесу Кондрат построил себе жилище: вырыл глубокую яму и туда поставил сруб. Входить туда нужно было как в землянку. Дверь прикрывалась тяжелой чугунной плитой, которую никто даже сдвинуь не мог. Только сам Кондрат открывал вход в свою землянку.

Надеялся Кондрат на свою богатырскую силу и задумал жить один. Но жить так, не выходя никуда, не навещая соседей, ему вскоре наскучило. Стал он похаживать по лесу. Присев на крутой берег реки, подолгу смотрел, как течёт вода в реке. А потом стал ходить и в соседние деревни.

Узнав про богатырскую силу Кондрата, народ решил выбрать его своим царём. Тогда удмурты с татарами враждавали. Татары устраивали частые набеги, сжигали целые деревни, забирали имущество и увозили к себе.

Кондрат, ты сильный, мы хотим тебя сделать нашим царем,- сказали удмурты.

К силе нужен ещё и ум, а среди вас есть такие, выбирайте таких,- отвветил Кондрат.

Всесь народ пклонился Кондрату.

Нам нужен ты,- говрили они.

Хорошо, - согласился Кондрат.

Однажды, когда Кондрат был в деревне, туда нагрянули татары Золотой Орды. Кругом поднялась кутерьма: там пух и перья летят, в другом месте появился дым.

За мной! - прогремел призыв Кондрата к своему народу.

Сам шел впереди всех. Первую же стрелу пустил он в главарятатарского войска. Стрела прошла насквозь через тело татарского предводителя.

Начался ожесточенный бой. Татарская рать вся была уничтожена в бою. Только один татарин спасся, - ускакал на коне и сообщил весть хану:

Хан, удмуртский царь очень силён. Наших всех уничтожил.

Где он живёт? Я с ним силы свои померяю, - сказал татарский хан.

Дорогу к нему я знаю, - говорит татарин.

Кондрат, уставший в бою, отдыхал в это время в своей землянке.

Он должен быль здесь, - услышал Кондрат голос татарина. Потом он слышит, что кто-то старается открыть дверь, но плита не поддаётся усилиям.

Кондрат тогда ударил по плите. Плита вместе с ханом отлетела в реку. Тот, попав под плиту, утонул.

Не трогай меня, Кондрат, я тебе пригожусь, - просит татарин.

Иди, вытащи мою дверь из реки, - говорит ему Кондрат.

Татарин вошёл в воду за плитой, но не смог её вытащить и сам утонул.

Татары, чтобы отомстить за своего хана, вновь собрались войной на удмуртов. Новый хан боялся сильного Кондрата.

Прежде сего нужно убить Кондрата, - приказал он.

Выбрали пятерых самых сильных, смелым татар и верхом на лошадях послали их в тёмный лес, где жил богатырь Кондрат.

Возвратившись однажды в свою землянку. Кондрат увидел всседаников, которые ехали лесом по направлению к его жилищу.

Он притаился за толстой сосной и стал наблюдать. Татары, привязав лошадей, к деревьям подошли к землянке.

Кондрат вытащил плиту из воды оставил её у входа в землянку. Недолго думая, татары спустились в неё. Кондрат сразу подбежал и прикрыл плитой вход. А сам отвязал всех лошадей, сел на одну из них и поехал в деревню.

Готовьтесь к бою, - прогремел он опять своим громоподобным голосом.

Зачем напрасно воевать? Ведь татары нас теперь не трогают, - сказал один сильный удмурт.

Этому человеку самому хотелось быть царём. Богатырь ударил его кулаком и раздробил все кости его.

Остальные сказали:

С тобой мы готовы броситься в огонь и в воду. Тебе мы верим.

Пять-шесть деревень друг от друга были расположены очень близко. Все они по приказанию своего царя Кондрата стали готовиться к бою. А кондрат в это время, чтобы завладеть женою татарского хана, вихрем ускакал на быстром коне во дворец.

Жену хана охраняло двадцать татар. Девятнадцать татар он тогда же уничтожил. Двадцатый встал на колени перд Кондратом и начал упрашивать его:

Я тебе всё расскажу, только не убивай меня, - говорил он. - Татары выбирают сейчас нового хана. Гтовятся идти на тебя новой войной.

Кондрат быстро схватил жену хана, вынес её из дворца и стал осматриваться. За дворцом собрались тысячи татар. Они выбирали себе уже третьего хана. Конрат схватилтатарина и перебросил через высокий забор в толпу. Только тогда татары узнали, что Кондрат здесь, и стали поспешно окружать дворец со всех сторон. А Кондрат, захватив с собой жену хана, уже стрелой мчался на своём быстром коне к своему народу. Поздно спохватились татары, - за Кондратром только пыль поднимается вдали.

Приехал Кондрат к себе, поставил одного человека охранять свою будущую жену. А народ повёл в лес, к своему жилищу.

Недолго пришлось ждать татар. Выбрав себе нового хана, черной тучей они двинулись на удмуртов.

Начался сильный бой. По-богатырсики бился Кондрат: некоторых пинками, некоторых ударами кулака сбрасывал он в чёрные воды глубокой реки. На самом берегу повстречался ему новый хан татар. Он неожиданно для Кондрата достал свой кинжал и ударил ему в сердце.

В тоже время Кондрат схватил хана за горло. И они оба мёртвыми свалились в реку.

Татары после боя сообща сдвинули плиту землянки и освободили своего заключённого хана.

На удмуртском языке

Лентяйка

У одного богача было три дочери: двое любили работу, а третья была лентяйка. Двое старших вышли замуж, третью никто не берёт. В этой же деревне жил бедняк. У него была ветхая избушка, не было ни коровы, ни лошади. Пошёл он к богачу сватать за себя лентяйку. Богач ему говорит:

Что ты с ней будешь делать? Она ведь очень ленивая, ты с ней заплачешь.

Бедняк говорит богачу:

Я её научу работать.

Если так, бери её и научи работать, а я тебя сделаю богатым.

В приданое отец построил дом, дал корову, лошадь, свиней, овец, одежду. Женился бедняк на лентяйке и увёл её к себе. Мать бедняка ставит по утрам самовар, будит сына и сноху чай пить. Сын встаёт, попьёт чаю и на работу идёт, а сноха не поднимает даже головы, притворяется спящей. Сын наказывает матери:

Ты, мама, её не буди и не корми, пускай целый день спит.

Сноха перед обедом встаёт и просит есть. Свекровь ей говорит:

А ты сегодня работала или нет? Кто не работает, того мы, ведь, не кормим. Иди сперва поработай, потом покушаешь.

Ей работать не хочется: сидит день, два, три, а кушать хочется. Идёт домой к отцу и говорит:

Меня муж не кормит, а работать заставляет, вот уже три дня ничего не ела.

Отец говорит:

Я тебя, дочь, тоже не буду кормить. Сегодня для тебя хлеб не приготовлен.

Обиделась лентяйка, ушла обратно к мужу и говорит ему:

Дай мне какую-нибудь работу, я очень есть хочу.

Муж говорит:

Пойдём на поле лён теребить.

Пошли лён теребить. Жена немного потеребила, и спать легла.

Недалеко от них рос клён, а под ним был муравейник. Муж и посадил жену на муравейник и привязал к дереву. Как только муравьи стали кусать её, лентяйка взмолилась:

Отвяжи, пожалуйста, теперь я не буду лениться, что заставишь сделать – всё сделаю.

Муж отвязал её и дал толокна с хлебом. Потом целый день вместе теребили лён. С тех пор жена бедняка стала любить работу. Если вдруг жена снова начнёт лениться, то муж ей напоминает:

Эй, жена, вспомни клён у полосы! – И у ней тотчас появляется трудолюбие.

Однажды отец пришёл к дочери в гости. Долго сидел на лавке. Ждал приглашения к столу, а дочь и не думает угощать.

Отец говорит:

Дочь, хоть самовар поставь, я ведь в гости пришёл.

А дочь и отвечает:

Иди-ка, поработай во дворе, мы не кормим тех, кто не работает.

Так приучил бедняк лентяйку-жену к работе.

На удмуртском языке


Волк и козлёнок

Один козлёнок отбился от стада. Долго блуждал - не мог отыскать обратную дорогу домой. Решил пощипать травку. И вот прямо на него идёт серый волк.

Ну, друг козлёнок, я тебя сейчас съем, - говорит волк.

Не ешь пока, я ещё жиру нагуляю, - просит тот.

Волк согласился, оставил козлёнка. Прошло немного времени, он опять является.

Нагулял жиру? Теперь уж я тебя съем.

Подожди, - сказал козлёнок, - я тебе помогу. Встань вон под тем пригорком, раскрой пасть, а я с разбегу брошусь в неё.

Волк согласился. Встал под пригорком, раскрыл пасть и ждёт. Козлёнок как разбежится, да как стукнет рогами по лбу серого глупца – покатился волк кубарем. Опомнился. Встал на ноги и до сих пор думает:

- Съел я его или не съел?

На удмуртском языке


Легенда о сотворении мира

Это было так давно, что никто помнить не может.

Во всем свете кругом была одна вода, земли совсем не было. И жили на свете только один инмар и один шайтан. Инмар велел шайтану нырнуть под воду и достать земли со дна. Шайтан послушался инмара, нырнул на дно и достал каждой рукой по горсти земли. Он отдал инмару почти всю землю, которую достал, только совсем немного спрятал у себя во рту.

Инмар взял из рук шайтана землю, положил ее к себе на ладонь и сдул на воду. Земля стала разрастаться, становилась все больше и больше. Она была ровная, гладкая, как сковорода.

Начала расти и земля, которую спрятал шайтан у себя во рту. Ее стало так много, что она уже не умещалась там. Шайтан выплюнул ее. Крошки разлетелись в разные стороны, и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б шайтан не обманул инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.

Первые люди были очень-очень большие, настоящие великаны. Жили они беззаботно, ничего не делая, потому что они ничего не умели: ни строить, ни сеять, ни охотиться. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога такого великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.

Перед тем как великанам исчезнуть, появились маленькие обыкновенные люди. Инмар жил вместе с ними и учил их трудиться. Маленький человек стал землю пахать, лес рубить, избы строить. Увидел одного мальчик-великан, взял в руку и вместе с топором положил себе в карман. Вернулся домой и показывает матери:

Посмотри-ка, мать, какого я дятла поймал, он ель долбил.

А мать ему говорит:

Сынок, это не дятел, это человек. Значит, нас скоро не будет, на свете останутся жить только такие вот люди. Они маленькие, но работящие: умеют пчел водить и зверей ловить. Пришла пора уходить нам отсюда. Бежим-ка скорей! - И мать заплакала. Где падали ее слезы, там речки образовались. Много их на земле осталось. Великаны переселились на север.

У великанов был очень маленький разум. Однажды они сидели и грелись вокруг огня. Огонь разгорелся, начал ноги обжигать. Им нужно бы отодвинуться от огня, но сообразить это у них разума не хватило, и они стали обмазывать ноги глиной. Когда огонь погас, они замерзли и превратились в большие каменные глыбы.

Рассказывают, что посредине горы Карйыл имеется глубокая яма. В нее бросали шесты, но шесты проваливались, как в бездонный колодец. Только далекий звон слышался от падения. Передают, будто остальные великаны спусти­лись в этот колодец. И больше их никто не видел. Звали великанов асаба, что означает это слово - никто не знает уже.

Когда на земле людей стало много, они научились все делать сами и перестали слушаться инмара. Инмар рассердился и ушел от людей на тот свет. С тех пор на этом свете инмара больше нет, а люди и без него живут хорошо.

На удмуртском языке


Алчный купец

Одному купцу коротким показался летний день: солнце встаёт поздно и заходит рано. А как пришло время батраков нанимать, купец совсем расстроился: день для него как мгновение ока стал. Сокрушается купец, что не успеют батраки в поле выйти, как настаёт пора обратно возвращаться. Так им никогда всей работы не переделать.

Пришёл он к Лопшо Педуню.

Что за нужда привела тебя ко мне, бускель? – спросил купца Лопшо.

Да вот, день очень короток. Работники до поля не успевают дойти - глянь, вечер настаёт, расплачиваться же приходится с ними сполна, да и кормить, как подрядились. Вздумалось мне удлинить день, только никак не сыщу того, кто помог бы мне в этом. Пришёл к тебе спросить, не знаешь ли того, кто умеет день длиннее сделать.

Э-э, агай, и как это тебе посчастливилось именно на такого человека набрести? – не без удовольствия сказал Лопшо Педунь, подумав про себя, что настал черёд проучить жадюгу.- Дашь пять пудов муки – помогу тебе.

И десяти пудов не жалко, только научи поскорее.

Слушай, уром, как беде твоей помочь и день длиннее сделать,- начал растолковывать Лопшо Педунь.- Надень на себя потеплее дэрем, пиджак, поверх всего - тулуп, на но­ги - валенки, а на голову - малахай из овчины. Возьми В руки вилы, заберись на березу повыше и удерживай солнце вилами, чтоб оно на месте стояло. Понял ли?

Понял, понял, все понял. Большое спасибо за добрый совет. В гости приходи, я сам тебя потчевать буду.

Вернулся купец домой и похвастался перед женой своей изворотливостью. Что, дескать, узнал-таки, как солнце удерживать, чтобы по небу не быстро бегало..

Лето в тот год стояло жаркое. Нанял купец плотников, чтоб они одним днем дом поставили. А сам с вечера начал собираться. Надел теплый дэрем, пиджак, тулуп, обул валенки, а чтоб голове теплее было, надел меховую шапку. Для рук додумался еще прихватить овчинные рукавицы. Взял купец в руки самые длинные сенные вилы и, не дожидаясь восхода солнца, забрался на самую высокую березу. Плотникам же наказал работать как подрядились - целый день. Сидит купец чуть не на верхушке березы, ни одна веточка тени ему не дает - и вилами солнышко придерживает. От зноя пот у него по спине ручьями бежит, руки совсем одеревенели, подрагивать начали.

А батраки трудятся без передышки, топорами постукивают, пилами позванивают. Время от времени на купца поглядывают, усмехаясь. Купец строго наказал не останавливаться, пока он с березы не спустится. Свою жену к ним приставил, чтобы доглядывала за работниками.

Жарится купец на березе под солнышком, от усталости того и гляди на землю брякнется. И уж очень длинным день ему кажется. Пожалуй, и не помнит он на своем веку такого длиннющего дня.

К полудню купец как в парной бане пропарился, устал, будто на нем целый день пашню пахали и кнутом хлестали. Слез он с березы.

Ну, работнички, спасибо, сегодня славно поработали, довольно уж,- говорит.

А батраки рады-радехоньки: совсем не устали, всего полдня на купца побатрачили. Пошли они по домам, довольные.

Вот так жадный купец день удлинил. За это он Лопшо Педуню десять пудов муки отдал и еще угостил на славу.

На удмуртском языке


Два брата

У одного человека было два сына. После его смерти они разделились, один разбогател, а другой жил в горькой нужде.

Чем горе хлебать, пойду-ка утоплюсь, - рассудил бедняк про себя.

Пришел он к реке, увидел на берегу опрокинутую лодку, лег под нее и стал думать. Думал, думал и раздумал топиться.

Еще одну ночь проночую под лодкой,- сказал. Не успел уснуть, как к лодке подошли трое и начали разговор:

Ну, расскажите теперь, кто что замышляет? – спросил кто-то.

Вот начал один:

У одного попа дочь два года больна. Я знаю, чем ее вылечить. Надо собрать листья черной травы, напоить ее отваром и она выздоровеет.

А ты что знаешь?- спросили другого.

Для постройки моста через море строители ставят столбы. Но только поставят – в полночь те столбы уносит водой. Я знаю, как их укрепить: нужно опустить в яму под каждый столб по серебряной монете, тогда никакая сила их не возьмет.

Спросили третьего:

Ты что знаешь?

Недалеко отсюда в эту реку брошена бочка с золотом. Чтобы вытащить бочку, нужно бросить в воду лист травы-неувяды. Как только бросишь, бочка сама выплывет.

Так поговорили и ушли. Все, о чем они говорили, мужик слышал. Теперь он совсем раздумал топиться. Вернулся домой и начал собирать листья черной травы. Собрал, отварил и пошел лечить дочь попа. Поп сразу и спросил его:

Не знаешь ли лекарств? У меня дочь уже два года больна.

Дочь твоя за три дня поправиться, не пожалей только ста рублей, - говорит мужик.

Если вылечишь, - я двести рублей уплачу, - говорит поп.

Мужик как сказал, так и стало: поповна выздоровела. Поп обрадовался, отдал ему двести рублей и угостил как следует.

Мужик вернулся домой. Немного погодя пошел к строителям. Не успел он поздороваться, как те жалуются:

Вот ставим столбы для моста, но не успеваем отвернуться, как их водой сносит. Уж давно бьемся, а придумать ничего не можем.

Мужик-то знает, как укрепить столбы. Он немного подумал и говорит:

Уплатите мне триста рублей, укреплю столбы.

Сумей только, дадим и пятьсот.

Он взял серебряные монеты и опустил в каждую яму под столбы. Строители проснулись утром и видят: столбы как были поставлены, так и стоят. Пришлось отдавать мужику пятьсот рублей.

Пришел мужик домой и радуется, сколько у него теперь денег! Пошел искать траву-неувяду. Собрал листья и пошел к реке, чтобы вытащить бочку с золотом. Как бросил лист, бочка сама и выплыла. Взял он бочку и пошел домой. Дома решил высыпать золото в амбар, а пудовки нет. Пришлось идти к богатому брату и просить пудовку.

Позднее он выгреб из бочки золото и понёс пудовку обратно, оставив на дне её несколько золотых монет. Богатый взял пудовку, увидел на дне золото и удивился.

Откуда ты столько золота взял?- спрашивает брата.

Хотел утопиться, - говорит бедняк, - пошел к речке и лег под лодку. Ночью пришли на берег трое и мне: там-то, на таком-то месте лежит бочка с золотом. И научили, как выкатить её. Я все сделал так, как они говорили, и нашел целую бочку золота.

Ну, браток, спасибо тебе, теперь и я пойду, - говорит богатей.

Пришел он к реке и как говорил бедный брат, лег спать под лодку. Лежит, тяжело дышит, а сам боится, как бы его не обнаружили воры. Вот слышит - идут трое. Остановились недалеко от лодки и стали прислушиваться.

Возле нас кто-то чужой притаился, - говорит один из них.

Все трое подошли к лодке, подняли её и вытащили богача. Тот и слова сказать не успел, как взяли его за ноги, за руки и кинули в воду. Тут и смерть богачу пришла.

На удмуртском языке


Заным-Койдым

Заным-Койдым не любил ухаживать за своей лошадью и кормить её. «Вот если бы она работала на меня, а кормить её не надо было бы»,- постоянно говорил он. Ребра у лошади торчали, как обручи у верши, вся она была костлявая и походила скелет.

Лишь бы только телегу тянула, нужно будет, я и сам помогу немного,- успокаивал себя Заным-Койдым.

Однажды поехал он на мельницу. Положил в телегу три мешка, а четвертый взял себе на плечи и сел на телегу. Встречные хохотали над такой повозкой.

Эй, сосед, что ты делаешь? Для чего мешок на плечах держишь?

Лошади помогаю. Так ей легче будет, думаю, - отвечал Заным-Койдым. По его лицу ручьями бежал горячий пот: тяжел оказался мешок.

Немного проехали, лошадь остановилась.

Но-о, лешак! Не ты одна устала, я тоже устал, целый мешок на плечах тащу! – кричит Заным-Койдым на лошадь, продолжая сидеть на мешках в телеге и держать мешок на плечах.

Проехали еще немного, и дорога в гору пошла. Лошадь опять остановилась.

Да что такое с ней случилось? Сам помогаю – и все равно силы нет почему-то.

Сидит Заным-Койдым до сих пор под горой. Плечи у него побелели от мучной пыли, а лошадь давно пала.

Первые годы удмурты прилежно следовали каждому совету. Инмар смотрел на них и радовался – дружно живет народ, последнее соседу отдает, никому не завидует, ни с кем не воет. Успокоился и занялся своими делами. Но вот надоело удмуртам подниматься в гору, смотреть, что в книге Инмара написано. Подумали – авось как-нибудь без писания справятся с житейскими вопросами. На том и порешили. Только начались с тех пор на земле распри да споры, ссоры да междоусобицы.

Глянул спустя время бог Инмар на своих удмуртов и за голову схватился. На Священной книге толстый слой пыли – давно в нее никто не заглядывал. Рассердился Создатель. Поднялась к вечеру сильная буря. Такая, что непонятно, где небо, где земля. Проснулись утром удмурты, а Священной книги как не бывало, раскидал ее ветер по всему белому свету. С той поры ищут ее, собирают по крупицам - одним не везет, другие находят.

Повезло и Федору Ивановичу Чиркову (по-удмуртски Педору) 1875-го года рождения из деревни Малая Кушья Игринского района. Матушка ласково звала его Педунем. Так называли его и односельчане. Поздно вечером возвращался Педунь с одного из деревенских праздников, где был по обыкновению самым дорогим и желанным гостем, потому как славно и весело умел играть на гармошке. Шел-шел по лесной тропинке и увидел берестяную грамоту. Развернул, а там написано: «Не унывай, ничего не принимай близко к сердцу, на жизнь смотри весело – и удача от тебя не отвернется». Почесал Педунь затылок: «Как просто и мудро написано!» И стал жить по этому принципу.

С тех пор любое дело спорилось в его руках, стал он источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости. За веселый нрав и умение веселить народ земляки прозвали его Лопшо (весельчак). Никто лучше Лопшо Педуня не мог заговаривать зубы и ловко хитрить обидчиков. Истории о том, как он проучил скупого попа и алчного купца, трусливого соседа и глупого мужика, чванливого старосту и ленивого батрака превратились в анекдоты и стали передаваться из уст в уста.

В итоге стал Лопшо Педунь любимым героем удмуртских сказок. Примерно таким же, как у русских Иванушка, у немцев – Ганс, у восточных народов – Хаджа Насреддин. Долгое время считалось, что это выдуманный персонаж удмуртского эпоса, пока в 50-е годы одна из первых фольклорных экспедиций Даниила Яшина, доцента кафедры удмуртской литературы и литературы народов СССР УдГУ, не услышала в удмуртской деревне сказку о Лопшо Педуне. Исследователь всерьез заинтересовался персонажем и с тех пор везде, где бывал, спрашивал, не знают ли местные жители сказок об удмуртском балагуре. Люди рассказывали, и копилка сказок пополнялась. Позже она несколько раз издавалась отдельной книгой, напоминая читателям о необходимости продолжать поиски своего счастья.

Исследования Яшина продолжили сотрудники Игринского краеведческого музея. Опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья Катерины Архиповны Чирковой, они выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в Игринском районе и смогли составить родословное древо рода Педор выжы, основателем которого был сам Лопшо Педунь.

Комната Лопшо Педуня. Родословное древо семьи Федора Чиркова до сих пор ведется сотрудниками музея. В данный момент на нем пять поколений рода – более 300 человек. Самому младшему потомку – не более года, самому старшему – 89 лет. Родословное древо на огромном берестяном листе можно увидеть в специальной комнате, обставленной предметами, окружавшими Лопшо Педуня и его семью на протяжении всей их жизни.

Жена Феодосия Ивановна (по-удмуртски Одок) родила Педуню трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей… Есть среди них артисты и военные, профессора и летчики, машинисты тепловозов, учителя и врачи, но больше всего людей, работающих на земле, – кормильцев-землепашцев. По всей России разъехались родственники, одни живут в Финляндии и Эстонии, другие в Америке, но основная часть рода живет в родовой деревне, в Игринском районе. Каждый год большая семья проводит праздник рода Педор Выжы, на который съезжается около 100 родственников. Все радуются встрече, устраивают вечер воспоминаний.

Первым из детей народился Алексей – желанный мальчик, наследник, продолжатель рода и фамилии. Рождению мальчика в стародавние времена радовались особо – государство давало за душу мужского пола дополнительный земельный надел. Второй была Прасковья, следом родился Роман, четвертой – Анна и последним – Сергей. Благодаря тому, что Лопшо Педунь никогда не унывал, его семья жила дружно – в тесноте да не в обиде.

Педунь очень любил свою жену. Специально для нее придумал кухонную уловку – к неповоротливой корчаге приделал деревянные колеса, чтобы Одок было удобнее вкатывать в печь тяжелые чугуны, до краев наполненные пивом, супом или горячей кашей. Еда на огромную семью, детей с внуками и правнуками, готовилась в больших чугунных котлах – сразу на всех, чтоб не приходилось разогревать по нескольку раз.

История Прасковьи. Трудно жилось, но весело. Из всех детей Лопшо Педуня самой большой долгожительницей была Прасковья. Девятнадцать лет прошло с тех пор, как ее не стало. Но в Левой Кушье все еще помнят эту плясунью и хохотушку. Вот только судьба у нее не очень-то веселой была. Родилась Прасковья болезненной девочкой. Чуть только подросла – развилась трахома глаз. Врачи говорили, что совсем может ослепнуть. Когда отец сосватал ее за пожилого мужчину, девушка даже не сопротивлялась. Решила, что пока хоть что-то видит, должна успеть понянчить своих деток, увидеть, как они растут.

Время шло, советская медицина не стояла на месте – и Прасковья излечилась. Супругу своему она, конечно, была не рада – не по любви выходила замуж. Любил муженек к бутылке прикладываться, стучать по столу и жену кулаком учить. Все терпела Прасковушка – ради своих детей. Во время войны мужа забрали на фронт, осталась она одна с восьмью детьми на руках и больной свекровью.

В 1942 году вышел указ о строительстве железной дороги Ижевск-Балезино, призванной разгрузить фронтовые пути. С пилами и топорами, безо всякой техники и лошадей отправили женщин, стариков и детей в тайгу, на тяжелые работы. Трое самых маленьких Прасковьиных детей остались дома, с немощной бабушкой.

Стройка начиналась с первыми лучами солнца и заканчивалась в густых потемках. Освободившись от работы, – дождь ли, снег ли – бежала Прасковья к своим деткам в деревню, за 12 километров от стройки. Тут же готовила малышам поесть, штопала и стирала. На два-три часочка прикорнет у люльки и бежит обратно. Пятиминутное опоздание на место работы каралось законами военного времени – могли осудить и отправить в тюрьму. Прасковья не могла оставить свою семью без помощи.

Позже сама уже вспоминала, что всю жизнь ей помогала песня. «Бегу, – говорит, – через глухую тайгу узенькой тропинкой и кричу во весь голос песни. Так, глядишь, и время скоротаешь, и звериных глаз за деревьями не видишь. Благодаря песне и выжила». Голос у Прасковьи хороший был, сильный – в каждом доме на празднике желанным гостем была. Когда умирала, завещала родственникам: «По мне не плачьте. Все в этом мире временно. Человек уходит, на его место приходит другой. Вы меня проводите с песнями». Поохали-поахали земляки, да делать нечего – исполнять надо волю уважаемого человека! Впервые вместо слез, скорби и печали прощались удмурты веселыми песнями – теми, которые помогали Прасковье в годы несчастья и в минуты радости.

СПРАВКА ДЛЯ ТУРИСТА: Экскурсионно-туристический маршрут «Игра в Игре с Лопшо Педунем» начинается в Игринском краеведческом музее, где туристы знакомятся с историей рода Педор Выжы, составляют собственную родословную, становятся участниками видеоролика, снятого по сказкам о Лопшо Педуне. В Центре декоративно-прикладного творчества и ремесел узнают, какими ремеслами владел Лопшо Педунь, на мастер-классе по бересте делают сувенир «Пестерь счастья от Лопшо Педуня». Завершается экскурсия в Центре удмуртской культуры (д. Сундур) дегустацией национальных блюд, удмуртскими играми, сказками, песнями, шутками, прибаутками и розыгрышами в исполнении самого Лопшо Педуня.


Культурология

Лопшо Педунь-кто он?

Симанова Мария, Караваева Наталья Петровна 1

1. МБОУ «СШ № 15» г. Глазов

Резюме:

У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс;а вот у удмуртов главный сказочный герой - Лопшо Педунь. Так кто же он этот интересный персонаж? цель – узнать, кто он, этот балагур и весельчак, ловкий и сообразительный Лопшо Педунь. Задачи: приобрести опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой; прочитать больше удмуртских сказок про Лопшо Педунь; выяснить, был ли у него прототип; посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь.

Ключевые слова: Лопшо Педунь, миф и реальность, удмуртские сказки, краеведение, образ, национальная культура.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 15»

Город Глазов Удмуртская Республика

Лопшо Педунь-кто он?

Выполнила

Симанова Мария, ученица 4 «Б» класса

МБОУ «СШ № 15» г. Глазова

Удмуртской Республики

Руководитель:

Караваева Наталья Петровна,

учитель начальных классов

2016 год

Введение…………………………………………………………………….……3

1. «Что за прелесть эти сказки!» …………………………………………….5

2. Лопшо Педунь - миф или реальность? …………………………………..7

3. А что знают школьники?................ ……………………………………….8

4. На родине Лопшо Педуня ………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………………12

Список литературы ……………….……………………………………………..14

Уверена, что в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Сказка является одним из самых популярных жанров детской литературы. Читая или слушая сказку, мы «путешествует» за тридевять земель, по далеким странам вместе с героями сказок, узнаем о жизни народов. Она развивает ум и фантазию. Ее меткий, точный, образный язык обогащает нашу речь. Чудеса и увлекательный сюжет занимают нашу фантазию, сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение. Мало того мы учимся мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Сказка доносит до нас понятия морали: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Одна из главных мыслей сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.

Особенно мне нравится читать народные сказки. У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс;а вот у удмуртов главный сказочный герой - Лопшо Педунь. Так кто же он этот интересный персонаж? Впервые взяв в руки книгу и прочитав его имя, я была в недоумении - очень странным оно мне показалось. Но когда я прочла несколько сказок, заинтересовалась.

Я поставила цель - узнать, кто он, этот балагур и весельчак, ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря.

Для достижения данной цели мною решались следующие задачи :

Формировать опыт исследовательской деятельности; учиться находить полезную информацию; учиться работать с дополнительной литературой;

Выяснить, был ли у него прототип;

Посетить с классом Игринский краеведческий музей, где можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь;

Провести исследование среди учащихся класса, начальной школы.

Чтобы успешно решить поставленные задачи, мной были использованы методы исследования :

Изучение литературы

Проведение статистического опроса, анкетирования одноклассников,

Анализ полученных сведений, обработка результатов.

В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования, основанная на предположении, что у этого сказочного персонажа был прототип. В своей работе я постараюсь ответить на вопрос - кто же он, Лопшо Педунь - миф или быль?

1. «Что за прелесть эти сказки!»

Изучив удмуртский сказочный репертуар, я сделала вывод о том, что репертуар удмуртского народа, так же как и русского народа, богат и разнообразен.

И все прочитанные мною удмуртские сказки я также поделила бы на следующие группы:

· сказки о животных

· волшебные сказки

· бытовые сказки

Но подробнее я хочу остановиться на бытовых сказках.

Тематика бытовых сказок отличается разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Это непременно Лопшо Педунь - главный сказочный герой удмуртов - сообразительный мужик, балагур и весельчак, ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. А в русских народных сказках это Иван-дурак.

Очень много сказок я прочитала про Лопшо Педуня. Его проделки остались как память о прошлых временах, как пример юмора удмуртского народа. Этот герой настолько полюбился читателю, что стал собирательным.

…Средь них, судьбою не обижен,
Живёт Лопшо Педунь - плут рыжий,

Слывёт он славным пастухом,
Но больше он не тем знаком.
Лукав Лопшо, как сто китайцев,
Хитрей лисы, шустрее зайца.
Хотя и ростом не большой,
Широкой славиться душой:
То жадину рублём проучит,
То драчуна публично взбучит,
И нет ни в чём ему беды,
Сухим выходит из воды.

В бытовых сказках удмуртского народа, так же как и русского, ловкие и хитрые герои, солдаты, работники, даже разбойники, одурачивают попов, купцов, вплоть до самого царя. Во всех них налицо противопоставление бедности и богатства, ума и самодовольной тупости, самоотверженной щедрости и алчной жадности. Бытовая сказка представляет собою обобщение жизненных явлений.

Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки . По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, - не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие социально-бытовых сказок - смех: в них высмеиваются человеческие пороки - жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д. Новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она убеждает слушателей и читателей в несправедливости существующих общественных норм.

2. Лопшо Педунь - миф или реальность?

Прочитав достаточное количество сказок об этом главном герое, я часто думала о том, выдуман ли этот персонаж удмуртским народом, или он реальный исторический персонаж?

А когда мы с классом собрались в поездку в Игринский краеведческий музей и я узнала, что там можно познакомиться с историей рода Лопшо Педунь, я очень обрадовалась.

Оказалось, что наш веселый мудрец Лопшо Педунь родился в Игринском районе в незапамятные времена, молодо здравствует до сих пор и не собирается стареть в ближайшие столетия.

И все же кто он, Лопшо Педунь: миф или быль? Выясняется, что существовал вполне реальный прототип. Экскурсоводы краеведческого музея показали генеалогическое древо и объяснили, что на самом деле Лопшо Педунь - реальный исторический персонаж. Это - Федор Чирков, который родился в 1875 году в Игринском районе в деревне Левая Кушья. По-удмуртски Федор - это Педор (в удмуртском языке нет буквы «ф»), а в детстве его мама ласково называла Педунем. Прозвище Лопшо (с удмуртского: балагур, весельчак) Педуню дали односельчане за веселый и озорной нрав.

Вот о чем шла речь в одном разделе музейного маршрута. Став взрослым, он женился на красавице Одок, в крещении Феодосии. И познал однажды Педунь секрет счастья. Нашел он как-то на лесной тропинке листок древней священной удмуртской книги, на котором было написано: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя». По этому принципу он и стал жить. С тех пор любое дело спорилось в его руках, а среди земляков он прослыл источником неистощимого юмора, остроумия и житейской хитрости, за что народ прозвал его Лопшо (весельчак). Также во время этой экскурсии мы познакомились еще с одним его богатством - родословным древом, которое отражено в музее на огромном берестяном листе. Одок родила мужу трех сыновей и двух дочерей, у тех, в свою очередь, народилось 17 детей...

Род Федора Чиркова насчитывает более 300 потомков, многие из них до сих пор проживают в родовой деревне.

Обнаружила его (Лопшо Педуня) одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. А сотрудники Игринского краеведческого музея продолжили эту работу, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой.

3. А что знают школьники?

Еще до поездки в Игринский краеведческий музей среди своих одноклассников было проведено анкетирование. Его цель была следующей - узнать, знакомо ли имя Лопшо Педунь ученикам нашего класса.

Анкета состояла из трех вопросов:

1. Знаете ли вы кто такой Лопшо Педунь?

2. Читали ли вы сказки про Лопшо Педунь?

3. Какова его внешность, на кого похож Лопшо Педунь?

На первый вопрос не все учащиеся ответили положительно.

18 человек знают, что это весёлый герой удмуртских сказок, при этом добавляя, что он развлекал народ, что он вешал людям лапшу на уши (поэтому у него такое имя);

3 ученика считают, что Лопшо Педунь - это удмуртский домовой;

2 ученика считают, что Лопшо Педунь - это герой русских народных сказок;

5 одноклассников не знают, кто такой Лопшо Педунь.

Анализируя ответы на второй вопрос анкеты, я узнала, что не все мои одноклассники читали сказки про Лопшо Педунь.

Ответы на третий вопрос были самыми разнообразными. Оказалось, что большинство моих одноклассников (19 человек) знают, что Лопшо Педунь - это человек-весельчак, который носит рубашку с поясом, шляпу, лапти. Но были и мнения, что наш герой похож на домового, на лешего, на старичка.

После поездки на родину Лопшо Педуня, почти все ученики нашего класса знают больше про этого персонажа.

Для того, чтобы выяснить знают ли ученики других классов кто такой Лопшо Педунь, мы решили провести опрос среди учащихся начальных классов нашей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В нем приняли участие 120 школьников младших классов (2, 3, 4 классы), они ответили на эти же самые вопросы.

Результаты анкетирования представлены в таблице:

Таблица 1

Знаете ли вы кто такой Лопшо Педунь?

Знают

Количество

Весёлый герой удмуртских сказок (балагур и весельчак)

Герой русских народных сказок,

сказочный герой

Дедушка

Леший, лесник

Удмуртский домовой

Дух Масленицы

Театральный человек

Удмуртский Дед Мороз

Не знают

Оказывается, что только третья часть школьников знают кто такой Лопшо Педунь. Именно об этом свидетельствуют результаты ответов на следующий вопрос.

Таблица 2

Читали ли вы сказки про Лопшо Педунь?

Таблица 3

Какова его внешность, на кого похож Лопшо Педунь?

Знают

Человек-весельчак, который носит рубашку с поясом, шляпу, лапти, с бородой

Дедушка, старичок

Домовой, леший, гном, водяной

Похож на Ивана-дурака

Мальчик - чудак

- похож на Буратино, домовёнка Кузю, куклу

Другие ответы (похож на огородника, на лесника, на крестьянина, старика-богатыря, на деревенского музыканта, на бедняка и др.)

Не знают

В ходе проведённого анкетирования было выявлено, что учащиеся начальной школы мало читают сказок удмуртского народа, не знают главного сказочного героя удмуртов.

Кроме того, библиотекарь нашей школы Волкова Н. Ф. подтвердила наше предположение.

4. На родине Лопшо Педуня

Вот наступил день, когда мы с классом отправились в путешествие-экскурсию. Наш маршрут предусматривал посещение Игринского краеведческого музея, где мы познакомились с историей рода Лопшо Педуня, посещение Центра народного творчества с экскурсией по мастерским и мастер-классом по изготовлению из бересты удмуртского пестеря; Центра удмуртской культуры с развлекательной программой от самого Лопшо Педуня и дегустацией национальных блюд.

В краеведческом музее нас очень радушно встретили и мы сразу попали в необычную комнату. Там была представлена экспозиция «В гостях у Лопшо Педуня», и выставка «Такой разный Лопшо Педунь». Сотрудники Игринского краеведческого музея, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой, рассказали, что существовал вполне реальный прототип. Именно о нем и шла речь еще во многих разделах музейного маршрута. Его историю раскрыла и пересказывает теперь посетителям обряженная Лопшо Педунем старожил деревни Левая Кушья Игринского района, заслуженный работник культуры Удмуртии Капиталина Чиркова.

Мы узнали о происхождении этого интересного имени Лопшо Педунь, узнали о древней священной удмуртской книге и о словах, которые прочитал Лопшо Педунь: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя».

А главное его богатство, по мнению наших экскурсоводов, это - родословное древо, которое отражено в музее на огромном берестяном листе.

В Центре удмуртской культуры в деревне Сундур Игринского района сам Лопшо Педунь встретил нас театрализованной игровой программой. Подъезжая, мы увидели дом удмуртского старичка - самый обычный, таких на улице много. Но вот зашли в ворота и попали совсем в другой мир: маленькая банька, деревянный колодец, самодельные детские санки и большие сани. В центре дворика рыжий дед с гармонью весело встречает гостей. Помогают ему три бабы-веселушки.

Дети и взрослые с интересом включились в народные игры. Потом каждый «очистился», перепрыгнув через костер. И отправились в дом попробовать блюда национальной удмуртской кухни - перепечи с травяным чаем.

Заключение

До недавнего времени считалось, что Лопшо Педунь - это плод народного творчества удмуртов. Однако краеведы Игринского района выяснили - Лопшо Педунь жил на самом деле. И сейчас ему был бы 141 год. В свое время старичок прославился веселым нравом, коллекцией удмуртского фольклора и народными промыслами. Именно это узнали мы, путешествуя в гости к Лопшо Педуню.

В ходе своего исследования мы подтвердили гипотезу - действительно, у этого сказочного персонажа был прототип. В этом нам очень помогли люди, которые изучают, систематизируют весь собранный материал, а также доносят его до слушателей.

Лопшо Педунь - удмуртский парень.

Он балагур и весельчак.

Если окажетесь в Сундуре,

Побудьте у него в гостях.

По улице идите тихо -

Вдруг выбежит из-за ворот!

И тут же вас легко закружит

Весёлых шуток хоровод.

Расскажет байку или сказку.

С ним веселей на свете жить.

Лопшо Педунь - весёлый парень,

Давайте вместе с ним дружить!

Как отмечает один из экскурсоводов музея: «Мы показываем не самого Лопшо Педуня, а удмуртскую культуру через его образ».

Лопшо Педуня любят, пародируют и активно продвигают как Игринский бренд. В районном краеведческом музее есть уникальная экспозиция, которую не встретишь ни в одном другом музее мира - это зал, посвященный Лопшо Педуню, а также разработана театрализованная программа «Игра в Игре с Лопшо Педунем» (филиал музея - Центр удмуртской культуры в д. Сундур).

В процессе работы над исследованием я приобрела опыт исследовательской деятельности; училась находить полезную информацию; работать с дополнительной литературой

Проделанная работа помогла мне, а также моим одноклассникам, овладеть новыми знаниями по литературе, краеведению.

В рамках этой исследовательской работы, изучив удмуртские сказки, я сделала вывод, что удмуртский народ имеет такие нравственные ценности, как любовь к Родине, трудолюбие, любовь к своим близким.

А сами сказки, вместе с их персонажами помогают нам лучше оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей, воспитывают в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность.

Список литературы:

1. Зуева Т.В. «Русский фольклор». Москва, «Флинта», 1998г.

2. Лопшо Педунь смеется. Ижевск, «Удмуртия» 2002г.

3. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа: литературная обработка Н. Кралиной. - Устинов, 1986. - 202 с.

4. Ресурсы Интернет.

5. «Удмуртские народные сказки». Ижевск, «Удмуртия» 1976г.

Симанова Мария, Караваева Наталья Петровна Лопшо Педунь-кто он? // . - . - № ;
URL: (дата обращения: 30.05.2019).

Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 442 | За неделю: 442 | Всего: 442

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт