ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

2. Зубы не смыкаются;

3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».



Звук Ч обычно легко ставится по подражанию, при условии, что в речи ребенка присутствуют правильно произносимые звуки Ш и Ж. Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается,полезно перейти к выполнению комплекса упражнений. Предварительно ознакомьтесь с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Ч].

Приклей конфетку.

Цель.Укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх.

Описание. Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

Внимание! Во время упражнения необходимо следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между зубами – тогда рот не будет закрываться.

Произнесение звука, имитирующего звук [t].

Описание. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбке. Зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца. Кончик языка упирается в альвеолы. Вдохнув, сильными толчками дуем воздух на кончик языка. При этом кончик языка должен отскакивать от альвеол, а края языка слегка отходить от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, похожий на английский [t]. Произносим его то в быстром, то вмедленном темпе. Голос не включаем.

Теперь повторим это упражнение, слегка округлив губы и сблизив зубы.

Внимание! Следим, чиобы во время выполнения упражнения кончик языка упирался в альвеолы,а не в верхние зубы, как при произнесении обычного [т].

Произнесение переходного от [ч] звука, имитирующего звук [t].

Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч.

Описание. Рот открыт. Поднять кончик языка поднят вверх, к альвеолам. Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам. Большим и указательным пальцами надавливаем (снизу вверх) на края языка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносим звук, имитирующий английский [t]. Будет слышаться звук [ч].

Затем выполняем упражнение без использования пальцев. Зубы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Щеки можно слегка придерживать пальцами.

Внимание! Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов. Воздух выходит посередине языка, когда кончик его резко отскакивает от альвеол.

Закрепление звука осуществляем на звукоподражаниях: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Автоматизация звука [Ч] в обратном слоге.

Приступать к автоматизации звука можно только после того, как звук поставлен и правильно произносится в изолированном виде. Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно начать и с него. Напоминаем, что закрытым или обратным слогом называется слог вида "гласный+согласный".

А-ч, о-ч, у-ч, ы-ч, и-ч

я-ч, ё-ч, ю-ч, е-ч.

ач-оч-уч ыч-яч-ёч

юч-ич-еч ач-еч-яч

оч-уч-юч уч-ёч-ич

ыч-еч-ач еч-юч-оч

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией.

Данное занятие рекомендую для коррекции речевой деятельности ребенка дошкольника с Дизартрией. Дизартрия – это сложное нарушение речевой деятельности, при котором нарушена иннервация периферического речевого аппарата. У ребенка с Дизартрией очень трудно и длительно идет процесс автоматизации звука в речи. Звук [Ч] для таких детей является сложным звуком и в постановке звука и в его автоматизации.

Тема занятия: «Автоматизация звука [Ч]«

Цели занятия:

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.

Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, чистоговорках.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  4. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  5. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой [Ч], схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • предметные картинки к игре «Назови маленький предмет»;
  • предметные картинки с изображением насекомых;
  • полянка с ручейком и цветочками;
  • пособие на дыхание «Бабочка на цветке»;
  • цветные камушки;
  • картина к игре «Посчитай насекомых»
  • картинки к игре «Свари обед.

Ход занятия

1. Постановка цели.

Сегодня наш «звуковичок» пригласил на занятие Дюймовочку. Потому что Дюймовочка хочет научиться стрекотать как сверчок. Из какой сказки этот герой. (Сказка Х.К.Андерсен «Дюймовочка»). Но чтобы научиться стрекотать, нужно язычок размять. Покажем упражнения с язычком Дюймовочке.

2. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка» — «Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

3. Произнесение изолированного звука [Ч].

Давай покажем Дюймовочке, как стрекочет сверчок.

Ч – Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

4. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • Губы принимают положение трубочки,
  • зубы сближены,
  • язычок поднят, кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • воздушная струя теплая, широкая,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

5. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Какой это звук?

Характеристику звука даёт ребёнок.

Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

6. Игра «Назови маленький предмет».

Дюймовочка очень маленькая девочка. И все предметы у неё дома маленькие. (Логопед показывает предметные картинки).

Ни подушка, а ….(подушечка);

Ни чашка, а ….(чашечка);

Ни банка, а ….(баночка);

Ни сумка, а ….(сумочка);

Ни шкатулка, а ….(шкатулочка);

Ни кольцо, а ….(колечко);

Ни ложка, а ….(ложечка);

И одежда у Дюймовочки маленькая.

Ни кофта, а кофточка;

Ни юбка, а ….(юбочка);

Ни футболка, а ….(футболочка);

Ни шапка, а ….(шапочка);

7. Массаж лица.

Каждый день Дюймовочка встаёт рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

8. «Споем птичьи песенки».

Птицы очень любят Дюймовочку. Каждое утро птицы прилетают к ней и поют ей свои песни. Давай вместе с Дюймовочкой споем птичьи песенки. Слушай внимательно и повторяй.

АЧ – ОЧ – АЧ; ЧО – ЧА – ЧО;

ИЧ – АЧ – ИЧ; ЧО – ЧИ – ЧО;

УЧ – УЧ – АЧ; ЧИ – ЧУ – ЧУ;

ОЧ – АЧ – АЧ; ЧЕ – ЧЕ – ЧИ;

9. Слоговые дорожки.

Попоёт Дюймовочка песен и побежит играть на лужок. Но чтобы попасть на лужайку, нужно перейти через ручеёк. Помоги Дюймовочке перейти через ручеёк. Нужно выложить цветные камушки через ручеек, чтобы Дюймовочка могла по камушкам пройти (камушки выкладываются на наклеенные кружочки через ручеек). Выкладывая каждый камень нужно произнести слог, повторить за мной:

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧИ – ЧЕ;

ЧАК – ЧОК – ЧУК – ЧИК – ЧЕК;

10. Дыхательная гимнастика.

Посмотри, сколько на лугу растет красивых цветов. Давай понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).

А на этот цветок села бабочка. Подуй на бабочку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуй сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.

На лужайке Дюймовочка встретила насекомых. (логопед выкладывает картинки с насекомыми. Кого она встретила, угадай? Дюймовочка встретила насекомых, в названии которых есть звук [Ч]. Выбери картинки со звуком Ч. (ребенку предлагаются картинки: бабочка, пчела, жук, червяк, паук, кузнечик, сверчок).

Молодец! Скажи полным предложением кого Дюймовочка встретила на лужайке.(Дюймовочка встретила жучка, червяка, кузнечика, сверчка, бабочку).

11. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем».

Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)
Прячьтесь!

12. Игра «Посчитай насекомых».

Давай посмотрим, сколько на полянке насекомых?

(Ребенку предлагается полянка, на которой изображено: 5 бабочек; 7 жучков; 6 пчел, 5 кузнечиков).

  • Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек;
  • Один жучок, два жучка, три жучка, четыре жучка, пять жучков, шесть жучков; семь жучков;
  • Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел, шесть пчел;
  • Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.

13. Игра «Кого не стало?»

Насекомые любят играть с Дюймовочкой в прятки. Помоги Дюймовочке, подскажи, кто спрятался?

Логопед закрывает по одной картинке, ребенок угадывает, кого не стало.

Не стало жучка;

Не стало червяка;

Не стало бабочки;

Не стало сверчка;

Не стало кузнечика.

Динамическая пауза.

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Наш кузнечик на лужайке
Ч – Ч — Ч – Ч.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква.

14. Слоговые дорожки (обратные слоги).

Погуляла Дюймовочка на лужайке, проголодалась, побежала домой. Но нужно опять через ручеек перебраться. Помоги ей!

Ребенок расставляет камушки на ручеек и проговаривает за педагогом слоги:

АЧ – ОЧ – УЧ – ЫЧ;

АЧКА – ОЧКА – УЧКА – ЫЧКА;

15. Ира «Свари обед».

Прибежала Дюймовочка домой, а мышь уже приготовила обед и ждет её.

Что ели на обед мышь и Дюймовочка, назови? (логопед показывает картинки)

Каша из гречки — …(гречневая каша);

Салат из огурцов — ….(огуречный салат);

Икра из кабачков — ….(кабачковая икра);

Пирог из яблок — ….(яблочный пирог);

Сок из клубники — ….(клубничный сок);

16. Игра «Найди ошибку».

Во время обеда Дюймовочка рассказала мыши, кого она видела на лужайке. Но она что-то перепутала в рассказе. Исправь ошибки.

Паук (пчела) собирает нектар с цветков.

Муравей живет в улье (муравейнике).

Паутину плетет муха (паук).

Стрекочет бабочка (кузнечик).

Строят муравейник шмели (муравьи).

17. Повторение чистоговорок.

После обеда Дюймовочка и мышь учили чистоговорки.

Повтори за Дюймовочкой:

Чу – чу – чу, на лугу скачу;



Артикуляционная гимнастика. Конспект занятия на тему "постановка звука ч" Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука ч

Здравствуйте, дети! Я смотрю, все ли готовы к занятию. Прошу тихо садиться на свои места. Закройте глазки, расслабьтесь, и слушая музыку, пусть каждый из вас представит себе, что он находится в летнем лесу. Целый час мы с вами будем находиться в загадочном мире нежной летней природы. Летний лес. Стоят красавцы дубы, стройные белые березки, щебечут птицы в густой зелени деревьев. На опушке леса зреет земляника. Бегут по своим делам лесные звери. В сосновом лесу сухо, воздух наполнен запахом хвои. Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Возле лип вьется много пчел. Из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Подойдем поближе к лесному водоему. Посмотрите на белый цветок на воде, он очень красивый.

«Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда: привязан плот –

Он ни куда не поплывет».

Сегодня к нам в гости на занятие из такого удивительного летнего леса пришел зайчишка-трусишка со своими друзьями: мишкой-шалунишкой, лягушкой-квакушкой-попрыгушкой, мышкой-норушкой.

Давайте изобразим мимикой и жестами движения друзей зайчишки-трусишки.

Давайте изобразим какие они.

Какой мишка-шалунишка?

Какая лягушка-квакушка?

Какая мышка-норушка?

Какой зайчишка-трусишка?

Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей?

Сегодня мы еще раз вместе поработаем над этим звуком.

Какой это звук? «Ш» - согласный, глухой, твердый.

Произнесем все вместе звук «Ш» (и каждый индивидуально).

Что делали наши губы, когда мы произносили звук «Ш»?

(Губы выдвигались вперед.)

Они были похожи на бублик или на трубочку? (Они были круглые как бублик.)

Что делал язык, когда мы произносили звук «Ш»? (Язык поднимался к небу за верхние зубы.)

А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим «шшш»? Поднесем ладонь ко рту и скажем все «шшш». (Воздух теплый.)

А что делает голос, когда мы произносим «Ш»: спит или песенки поет? Приложим руку к шее, скажем «ШШШ». В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал, стенки домика не дрожали.)

Чтобы лучше закрепить звук «Ш», приготовимся к артикуляционной гимнастике. Постараемся все упражнения выполнять правильно.

Улыбнемся себе, глядя в зеркало.

1. «Наказать» непослушный язык (пя-пя-пя).

2. Улыбнитесь, сделайте язык широким и держите его под счет от 1 до 5.

3. «Грибок» - улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, и прижав широкий язык всей полостью к небу, широко откройте рот.

4. «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу сверху вниз.

5. «Гармошка» - улыбнитесь, приоткройте рот, приклейте язык к небу и, не опуская языка, закрывайте и открывайте рот.

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши!» Зайчишка насторожился: «Шта-што-шту-шты!» Трусишка испугался. Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? («Ш», «У»)

Дополните их звуком «М». Какое слово получилось?

Сколько в сове ШУМ букв?

Сколько звуков?

Какой звук «Ш» в этом слове по счету?

(на доске размещено: Аш-ош-уш-ши!

Шта-што-шту-шты!

Шу-шу-шу!

Шум –ученик дописывает М.)

Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал.

Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

(Выставляются картинки и предметы: ромашки, ракушки, шишки, ландыши, камыши. Дети называют.)

На опушке росли (ромашки, ландыши). На речушке зайчишка увидел (ракушки, камыши). Угадайте по звукам «Ш», «М», «Э», «Л», кто сидел на ромашке. (шмель). На сосне зайчишка увидел (шишки). Какую птицу заучишка-трусишка увидел на дереве? (кукушку). А у леса он увидел (шалаш). Под кустом росли (волнушки).

Пожалуйста, отметьте местоположение звука «Ш» фишками на домике в следующих словах: ландыш, шмель, ракушки, шишки. Где же спрятался звук?

  1. С другом мы играли в чашки (шашки).

Пили чай из белой шашки (чашки).

  1. Вылезла из норки шишка (мышка).

На нее упала мышка (шишка).

  1. Под кустом сидели шишки (мышки).

На сосне висели мышки (шишки).

  1. В воздухе летала кошка (мошка).

Молоко лакала мошка (кошка).

  1. На столе стояла кошка (плошка).

На полу сидела плошка (кошка).

Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к нам шел, а вы помогайте ему вести рассказ.

Я по лесу шел и волнушку (нашел). Дальше в лес (пошел), в чащу леса (зашел) и к избушке (подошел), потом в избушку (зашел), ничего там не (нашел), дальше пошел). К дереву я (подошел), там я сладкий мед (нашел). По дорожке (пошел) и к вам на занятие (пришел).

А сейчас немножко отдохнем, поиграем.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли, Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

Лягушка-попрыгушка любит слушать стихи, для этого она и пришла к нам на занятие. Давайте расскажем лягушке-попрыгушке и ее друзьям по стихотворению.

1. Я согнусь в дугу,

Тише, тише, ни гу-гу

Побегу, на лугу

Петушка подстерегу.

Подкрадусь исподтишка,

Изловлю я петушка.

Петушок, петушок,

Залезай ко мне в мешок.

  1. Язык кверху – ша-ша-ша.

Наша Маша хороша.

Язык книзу – са-са-са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху – ши-ши-ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – сы-сы-сы,

У осы усы, усы.

  1. Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила,

Застонал, заохал мишка:

На носу вскочила шишка!

На кого уронила белка шишку? (На мишку). Сколько в слове мишка слогов, букв, звуков?

А теперь попробуем составить новые слова, заменяя буквы в слове «МИШКА» (мышка, мушка, мошка, кошка). Заменяем вторую букву, а затем первую и вторую (шишка).

Мышка-норушка хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «Ш».

(Логопед читает сказку Г. Юдина «как Мыша шалил».)

«Как Мыша шалил»

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь по мышиным делам. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.

Я их съел… Нечаянно…

Как съел? Ах ты шалопай!

Ну что ты шумишь? – заступается мама. Он же пошутил.

А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: «Шур-шур-шур».

Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой – шмыг под шкаф.

Или привяжет к шлангу шпагат и тянет его через всю комнату.

Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили.

Кто запомнил слова со звуком «Ш». Назовите их.

Перед вами лежат буквы, попробуйте составить из них слова. Кто составит, должен прочитать составленное слово вслух.

Ребята! А понравилось ли вам наше занятие?

Кто приходил к нам?

Над каким звуком мы сегодня работали? (говорит каждый)

Какой это звук?

Сегодня все хорошо поработали на уроке, молодцы! И за это вам от зайчишки-трусишки и его друзей угощение, в котором тоже спрятался звук «Ш» (шоколад).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт