Функции фнс россии. Функции налога Налоговое регулирование выполняет три подфункции

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов.

К числу основных функций налогов относятся:

Фискальная;
распределительная (социальная);
регулирующая;
контрольная;
поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция

Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить , устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово- воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской .

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению , стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной .

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования .

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино была установлена ставка в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видео показом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Контрольная функция

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Поощрительная функция

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц де-лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, рас-ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восста­новление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы на­численной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная под­функция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления обществен­ных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископае­мых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

Основные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.

Соотношение налога, сбора, пошлины

Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.

К ним относятся:

1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

4. Принудительный характер изъятия.

5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

6. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

Отличия по периодичности включают два подхода:

Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);

Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).

Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:

сбор - платеж за обладание особым правом;

пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт