Щ какой звук. Тема: «Звук и буква щ»

Тема: Звонкие и глухие согласные. Звук [ щ"], буквы Щ, щ

Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [щ’], буквой Щ щ ; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги,презентация.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

I. Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки. Подарите и мне вашу улыбку. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Учащиеся настраиваются на работу.

II. Постановка целей и задач.Объяснение нового материала

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки?

Чем они различаются?

А на какие группы можно разделить согласные звуки?

А теперь, давайте,находим пары этих звуков

Какой звук лишний? Почему?

- Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (слайд)

Знаком ли вам этот сказочный герой?

Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
(слайд)

Произнесите слово щука.

Какой первый звук в этом слове?

а)сколько слогов в слове щука?;
б) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
в) какой звук слышите после [щ] в слове щука?

Кто догадался, какая тема у нас урока?

Произнесите еще раз этот звук и дадим его характеристику

Гласный? Согласный

Глухой? Звонкий?

Твердый? Мягкий?

Парный? Непарный?

Игра «Кот внимательный?»

Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:

груша, ящик, шапка, щенок, щетка, каша, чайник, овощ, шоколад.

Работа по учебнику (стр.103-104)

Анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ПРОЩАЙ

Чтение слогов. (Работа по учебнику – с.103)

Прочитаем слоги. (хором)

Предлагается запомнить: ЩА и ЩУ пишутся с буквами А и У , хотя звук [щ’] мягкий.

Чтение слогов и слов

Читаем по цепочке.

Щучьи …… зубы, плавники.

Овощной …..сок, салат, суп.

Чтение загадок. (Работа по учебнику с.103)

С чем мы будем работать? (С загадками)

А что мы называем загадкой? (Выражение, нуждающееся в разгадке)

Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её.

Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу. (Читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква)

Какие еще овощи вы знаете?

(Звуки бывают гласные и согласные)

(Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

глухие и звонкие, парные и непарные.

Работа в парах

(д-т, з-с, г-к, ж-ш, б-п, в-ф)

ЕМЕЛЯ

ЩУКУ

(Щ)

Два слога

Шум

Звук (у)

- «Согласный глухой мягкий звук [щ*]. Буква Щ,щ».

(на доске таблицы)

Согласный

Глухой

Мягкий

Непарный

Ящик, щенок, щетка, овощи.

Выделяют звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

IV. Закрепление.

Игра “Доскажи словечко”

Как у нашей дочки розовые … (Щёчки)

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок)

Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ)

У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка)

Игра «Слоги потерялись» (работа в парах)

ЩА, ЩЕТ, ЩУ, ВЕЛЬ, РО, НОК, ЩЕ, ЧУ, КА (щука, роща, щенок, щавель, щетка)

    Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Кто доволен своей работой на уроке?

Емеля вам оставил задание, дома будете выполнять. Желаю вам успеха!

Спасибо за урок.

Звук [Щ] – глухой согласный звук

Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью «смайликов».

Занятие № 29 Буква и звук Щ.

Организационный момент.

Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

Повторение о твердых, мягких согласных

(Рассмотреть окошки в домике согласных – синий и зеленый.)

Посмотрите на доску. В этих окошках живут звуки.

Почему окошки разного цвета?

Да, в синем окошке живут твердые согласные, а в зеленом окошке– мягкие согласные.

Какие буквы обозначают только твердые согласные звуки?

Они живут в синих окошках. буквы Ш, Ж, Ц

Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные звуки? Й, Ч

Знакомство со звуком [Щ’]

Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках

    Нахождение нового звука в стихотворении

Послушайте стихотворение. Читать стихотворение, выделяя [Щ’]

Щука щегла щами угощала.

Щегол щебетал:

Щей-то мало! –

Где щегол? Где щи?

Иди свищи!

Сыта щука,

А щеглам наука?

Кто угощал щегла щами?

Какой новый звук услышали?

2. Характеристика звука [Щ’] На доске 5 картинок – ящик, щука, клещи, ящерица, щетка.

Дети, узнайте звук [Щ’] гласный или согласный? Дети поют звук [Щ’] , определяют, что звук [Щ’] согласный. (мешают зубы)

выясните звук [Щ’] твердый или мягкий? Дети произносят слова, определяют, что звук [Щ’] мягкий.

Теперь давайте определим в какой части домика мы поселим звук [Щ’ ] , с колокольчиком или без колокольчика. ?, то есть нам надо понять звук [Щ’] звонкий или глухой?

Дети делают вывод: звук [Щ’] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех словах – глухой.

Да, звук [Щ’] согласный, глухой, всегда мягкий.

3. Кто больше запомнит слов, рассказ Л. Яхнина ( читает учитель)

У щенка болит щека. Щенок воет.

Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдет».

Мышонок Миша советует:

Смешайте щетину и щепотку соли.

А поросенок утверждает:

Поймайте щуку, откройте щенку рот, и щука схватит за больной зуб, как щипцами и выдернет.

Ежонок не выдержал:

Зубной щеткой надо зубы чистить.

(Ученики называют слова, которые запомнили.)

Рифмовки

Щу, щу, щу, щу – рыбку я не упущу.

Ща, ща, ща, ща – держу на удочке леща.

Скороговорка

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Быстро.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Согласный или гласный? Почему?

Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Правильно, звук “ щ ” всегда мягкий!

Мягкий согласный на схеме каким цветом обозначаем?

Физминутка:

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Игры с буквой «Щ»

«Буква заблудилась»

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:

пенки - … (щенки) мука - … (щука)

репка - … (щепка) мель - … (щель)

река - … (щека) тётка - … (щётка)

кит - … (щит)

Знакомство с буквой Щ. Показать картинку с буквой Щ.

Ребята, давайте рассмотрим букву Щ.

Выросли три ёлки в ряд.

Буквой «Ш» они стоят.

Если хвостик к ним приставим-

Букву Ш на Щ исправим

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Воспроизведение слоговых рядов:

Ща – що – щу – щи

Ащ – ощ – ущ – ищ

Закрепление. «Слова рассыпались» На доске картинки, бод картинками буквы из магнитной азбуки.

По нашему волшебному лесу пронесся сильный ураган. Он перепутал все слова, которые я для вас приготовила. Давайте их восстановим. Помогут нам картинки.

УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)

Можно добавиь другие слова под разные картинки.

Молодцы! У вас здорово получилось!

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

ПИЩАТЬ, ПЕЧАТЬ, ГУЩА, КУЧА, ТРЕЩАТЬ, ВСТРЕЧАТЬ, УКАЧАТЬ, УГОЩАТЬ.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Обучать навыкам чтения, умению работать с текстом.

2. Содействовать формированию фонематического слуха, речи учащихся, развивать у детей желание и умение принимать участие в беседе.

3. Воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование: "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Молодцы, ребята!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране АБВГДейке с тетушкой Совой.

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Хвостиков виляет,
Зубаста, а не лает.

IV. Работа над новым материалом.

Какой звук имеет буква Щ?

Что это за звук?

Он впервые у нас. Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работу с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно, наша старая знакомая Сова. Слайд 2.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

А теперь поработаем с новым звуком.

Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Можно ли его спеть?

Как называются звуки, при произношении которых, воздух задерживается? (Согласные.)

Давайте произнесем звук [щ] сначала твердо, а потом мягко.

А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ]. Определите, он глухой или звонкий? (Глухой.)

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (Согласный, глухой, всегда мягкий.)

Посмотрите вокруг и назовите предметы, в которых встречается звук [щ]. Слайд 3.

Сравните звук [й], [ч], [щ].

Что вы заметили? (У звука [й], [ч] появился новый друг.)

Проведем звуковой анализ слов: щука, роща, щавель, щепка. Слайд 4.

Сколько слогов в слове щука, щавель? (2 слога.)

Сколько гласных и согласных букв в слове щепка, роща? (В слове "щепка" 2 гласных и 3 согласных звука)

Сколько букв и звуков в слове щавель? (6 букв, 5 звуков)

Работа с учебником.

Прочитайте слоги с буквой щ в учебнике на странице 56.

Со всеми ли гласными звуками можно встретить букву щ? Почему?

Давайте прочтем стихотворения про щетку, выберем слова со звуком [щ].

Самостоятельно прочтите текст "Щука" на стр. 53.

Ответьте на вопросы текста, подтверждая предложениями из текста.

Где водится щука?

Как двигается щука?

Как говорят про щуку?

Как вы понимаете это высказывание?

Понаблюдайте за словами, в которых встречается буква щ.

Обсудите это со своим товарищем по парте.

Что вы заметили? (Буква щ не дружит с буквами я, ю.)

Какое правила необходимо запомнить?(Ча, ща пиши с буквой А, чу, щу пишу с буквой У.)

Прочитайте и запомните правило на странице 53.

V. Итоги урока.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Что вы узнали про букву Щщ?



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт