Основные темы и проблемы ранней поэзии А. Вознесенского

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский - русский советский поэт, публицист, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук , профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР ; мать - Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт . 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев ).

Первый сборник Вознесенского - «Мозаика» - был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник - «Парабола» - вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода - «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, - было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном Пылайте широко Коровники в амурах Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах - например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь? ) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт… ). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, - и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 - Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 - США ; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 - Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 - Франция; 1967, 1977, 1983 - ФРГ ; 1971 - Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 - Великобритания; 1973 - Австралия; 1968 - Болгария; 1981 - Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США . Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком, Камелией и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, За мною ходят стукачи… Невыносимо быть распятым, До каждой родинки сквозя, Когда в тебя от губ до пяток, Повсюду всажены глаза… Пусти, красавчик Квазимодо, Душа болит кровоточа От пристальных очей свободы И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом .

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“ », написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 -м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ . Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух
Это очень смешно
Очень смешно

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А. А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря »). Известная статья А.А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Родился в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт.
Первые стихи опубликовал в 1958 г. В 1960 г. вышли первые два сборника его стихов и поэм: "Парабола" в Москве и "Мозаика" во Владимире. Далее последовали "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1987), "Аксиома самоиска" (1990), "Россiя, Poesia" (1991) и другие.
Вознесенский один из лидеров "эстрадной" поэзии 1960-х гг., проникнутой духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших догм. Основные темы своей поэзии Вознесенский определил в "Параболической балладе":
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история
По параболической траектории!
Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, "физикам и лирикам", людям творческого труда, и первостепенное значение придает не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора, родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит книги стихов и поэм.
Свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы "Мастера", где речь идет не только о семи древнерусских молодцах строителях "крамольного храма", но и о "художниках всех времен". О себе поэт тогда же сказал:
Я той же артели,
Что семь мастеров.
Бушуйте в артериях,
Двадцать веков!
Среди "художников всех времен" Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству (Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира ("архитекторы в стихотворцы"). Довольно рано, еще со сборника "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша", он начал вводить в поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи, очерки, эссе. В книге "Ров" из них образовалась довольно большая "пристройка", в которую вошли и обширные эссе "О", "Мне четырнадцать лет", "Прорабы духа".
Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в "тишине". Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии. С такой тишиной связана и поэма о любви "Оза". Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: "Свадьба", "Осень", "Сидишь беременная, бледная...", "Бьют женщину", "Противостояние очей", "Елена Сергеевна", "Песня Офелии", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро", "Лед-69", "Авось!".
Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского. С ней связаны "Баллада 41-го года", позднее озаглавленная как "Баллада Керченской каменоломни", "Гойя", "Неизвестный реквием в двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. Поэма "Ров" посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.
Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-е первую половину 90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей ("Рапсодия распада").
Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство ("Поэтарх"), подвижническую деятельность русских интеллигентов "прорабов духа" и возрождение христианских ценностей. Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными, начиная с поэмы "Андрей Полисадов" (1979), повествующей о жизни священнослужителя прапрадеда поэта. Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции "Парабола" и "Мозаика", А. Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин "Поэторию", А.Нилаев ораторию "Мастера", В. Ярушин рок-ораторию "Мастера".
Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие"). По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным.

Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».


В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился . Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту . Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» . По специальности Вознесенский не работал никогда.

Литература

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество и футуриста Семена Кирсанова.


Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» и . Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.


На Вознесенского ополчился . Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.

По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой , знаменитым драматургом и голливудской кинодивой , которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.


В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.


В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку . Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.

Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку и .


Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы , .

Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака. Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

Личная жизнь

Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.


Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.


Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису . Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей .


Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

Смерть

Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.


В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.

Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.

Библиография

  • 1960 – «Мозаика»
  • 1960 – «Парабола»
  • 1964 – «Антимиры»
  • 1972 – «Взгляд»
  • 1974 – «Выпусти птицу!»
  • 1976 – «Витражных дел мастер»
  • 1984 – «Иверский свет»
  • 1990 – «Аксиома самоиска»
  • 1996 – «Не отрекусь»
  • 2000 – «Моя Россия»
  • 2004 – «Возвратитесь в цветы!»
  • 2008 – «Тьмать»

Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.

Детство

Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.

Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.

Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.

Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.

Литературное восхождение

Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.

Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.

Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.

К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение.

Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.

С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.

В опале

Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.

Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.

Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.

И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.

В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи. Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов. Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.

Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.

Песенное творчество

Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.

Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.

Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.

Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым. Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым. Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.

Жизнь и смерть поэта

Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.

Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.

Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног. В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало. Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.

Русский поэт, прозаик, художник, архитектор. Один из известных поэтов-шестидесятников.

Родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника.
В четырнадцать лет, будучи учеником 6-го класса, послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского. Дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - всё это было бесценно для начинающего поэта.
В 1957 году он получил диплом Московского архитектурного института и отметил это событие стихами:

"Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!.."

Первые публикации молодого поэта в печати появляются в 1958 году. В 1960 году, почти одновременно, вышли два сборника его стихов и поэм: "Парабола" - в Москве и "Мозаика" - во Владимире. Они сразу привлекли к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным" и, с позиций того времени, неслыханно дерзким.
Поездка поэта в 1961 году в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962).
В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подвергает поэта резкой критике, и в запале кричит ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг достигли 200 тысяч.
В 1960-е годы Вознесенский выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены. Совершает поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий становятся строками стихов.
В 1964 году выходит сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в 1979 году - "Соблазн".
В 1979 году А.А. Вознесенский примает участие в альманахе "Метрополь".

В 1981 году у него выходит книга "Безотчётное". В начале 80-х Вознесенский обращается к прозе, и в 1982 году публикует повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia" и т.д...
На стихи поэта Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском молодёжном театре поставила сценические композиции "Парабола" и "Мозаика", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил её в Ленкоме; Р. Щедрин - "Поэторию", А. Нилаев - ораторию "Мастера", В. Ярушин - рок-ораторию "Мастера".



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт