Эпоха феодализма. Земельный собственник в эпоху феодализма

Понятие «феодализм» возникло во Франции перед революцией, примерно в конце 18 столетия и обозначало на то время так званый «Старый порядок» (то есть монархия (абсолютная) или же правительство дворянства). Феодализм в то время рассматривался как социальная и экономическая реформация, которая была предшественником всем известного капитализма. В наше время, в истории феодализм считается такой социальной системой. Она была лишь в средневековье, а точнее в Центральной и Западной Европе. Однако также можно найти, что-то похожее в других эпохах и в других частях мира.

В основу феодализма входят отношения, которые называются межличностными, то есть между сеньором и вассалом, сюзереном и подданным, крестьянином ичеловеком, который имеет много земли. В Феодализме присутствует юридическая несправедливость, другими словами неравенство, которое было закреплено правом, и рыцарская армейская организация. Главной основой феодализма была религия. А именно - христианство. И оно показывало весь характер средневековья, культуру того времени. Феодализм формировался в пятом-девятом столетии, когда варвары завоевали всем известную Римскую империю, которая была очень сильна. Период расцвета, где то двенадцатые-тринадцатые столетия, тогда политически и экономически укреплялись большие города и его все население, оформлялись так званые сословно - представительные общины, например английский парламент, также сословная монархия была вынуждена принимать обращать внимание не только на интересы знати, но и всех других членов общества.

Мирская монархия противостояла так званому папству, и это создавало возможность создания и утверждения всех своих прав и своей свободы, и она со временем так сказать подтачивала феодализм, то есть его строй и главные понятия. Городская экономика довольно быстро развивалась, и это подорвало основу правительства аристократии, а точнее натуральные и хозяйственные основы, ну а ересей перерос в реформацию, которая была в 16 столетии, и была она из-за роста свободы мышления. В связи с обновлённой этикой и новой системой ценностей протестантизма, он помогал развиваться всем предпринимателям с их деятельностью, которая была капиталистического вида. Ну а революция, которая была в 16-18 столетии, помогла завершению феодализма.

Возникновение феодализма

Принято считать, что феодализм как особая общественно-экономическая формация возник в Западной Европе на почве распада рабовладельческой системы античного мира и падения римского рабовладельческого государства в результате революции рабов и завоевания Римской империи германцами. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным строем, не совсем точно. Чаще феодальный строй заново возникал из первобытнообщинного строя. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытнообщинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма.

Элементы феодализма стали складываться ещё в недрах хозяйственной системы позднего периода Римской империи и в обществе древних германцев II--III вв. Но господствующим типом общественных отношений феодализм становится лишь с V-- VI вв. как результат взаимодействия общественно-экономических условий, которые имелись в Римской империи, с новыми условиями, которые принесли с собой завоеватели.Феодализм вовсе не был перенесен в готовом виде из Германии. Его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм. Новые формы общественно-экономического строя, возникшие на месте римского рабовладельческого общества, имели глубокие корни как в старом обществе самого Рима, так и у завоевавших его народов. В Римской империи кризис крупного рабовладельческого хозяйства уже к I--II вв. н. э. достиг наибольшей силы. При сохранении крупной земельной собственности в руках небольшого числа римских магнатов последние вследствие крайне низкой производительности рабского труда начинают разбивать свои земли на мелкие парцеллы и сажать на них рабов и свободных земледельцев. Вместо крупного рабовладельческого хозяйства возникает, таким образом, колонат как одна из наиболее ранних форм новых общественных отношений -- отношений мелких земледельческих производителей, ещё сохранявших некоторые элементы личной и хозяйственной свободы сравнительно с рабством, но прикреплённых к владельческой земле и уплачивавших землевладельцу ренту натурой и отработками. Другими словами, колоны «...были предшественниками средневековых крепостных». На почве экономического распада рабовладельческого хозяйства Рима его экономическая и политическая система была окончательно разрушена восстаниями миллионов рабов. Всё это облегчило завоевание империи германцами, положив конец рабовладельческому обществу. Но новые формы общественных отношений не были принесены германцами «готовыми», а, наоборот, их «форма общественности» должна была измениться сообразно уровню производительных сил завоёванной страны.Германцы ещё во времена Тацита (I в. н. э.) сохраняли значительные остатки родового строя. Но, уже ко времени первых их проникновений в Римскую, германские племена теряли родовой быт и переходили к территориальной общине-марке. Военные движения и завоевания приводили у них к выделению военно-племенной аристократии, образованию военных дружин. Происходил захват дружинниками прежних общинных земель, возникала частная земельная собственность, эксплуатация рабов, сажаемых на землю. Эти новые отношения стали усиливаться и переноситься на римскую почву, когда германские племена стали оседать в различных частях прежней империи. Германцы «...в награду за то, что освободили римлян от их собственного государства...» не только стали занимать свободные земли, но и отняли у прежних римских владельцев две трети их земли -- громадные римские латифундии с массой, сидевших на них рабов и колонов. Раздел земель происходил согласно порядкам родового строя. Часть земель оставлялась нераздельно во владении всего рода и племени, остальная часть (пахотная земля, луга) распределялась между отдельными членами рода. Так переносилась в новые условия германская община-марка. Но выделение военно-племенной аристократии и военных дружин, захватывавших большие пространства земли и крупные рабовладельческие римские латифундии, способствовало распаду общинного владения и возникновению крупной частной земельной собственности. В то же время римская земельная знать стала объединяться с военной знатью германских дружинников и вождей.

В некоторых частях бывшей империи, как в Остготском королевстве в Италии, ассимиляция завоевателей с побеждёнными имела наибольшее распространение и привела к усвоению германцами общественно-экономических отношений, зачатков крепостничества и латифундиальногоназывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии.) хозяйства бывшей империи.Во Франкском государстве, где римское влияние было слабее и где пришлые франкские племена менее быстро ассимилировались с римским населением, некоторое время оставался обширный слой свободного крестьянства, и до развития феодально-крепостнических отношений «между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин». Наиболее полно германские земельные порядки сохранились там, где, как в Британии, германские завоеватели почти полностью уничтожали прежнее кельтское население страны и вводили свои порядки пользования землёй, с быстро растущим, однако, неравенством в нём, с выделением племенной знати (эрлов) и простых свободных земледельцев (керлов). При всём разнообразии развития феодальных отношений в различных местностях и странах дальнейший процесс везде состоял в постепенном закрепощении оставшейся массы свободного сельского населения и в развитии основ феодально-крепостнической хозяйственной системы. С падением рабовладельческого хозяйства и разложением общинно-земельных форм на почве зарождения в земельной общине имущественного и земельного неравенства, а затем личной и экономической зависимости и, наконец, с захватом земли завоевателями -- создаётся сложная и развитая система феодально-земельных отношений в королевствах Западной Европы. Всё социальное здание, все общественные отношения и место в них каждого отдельного лица определяются на основе землевладения и земельного «держания». Начиная от сюзерена, короля, его приближённых и более крупных и могущественных владельцев все зависимые от них вассалы получают землю в феод, в лен, т. е. в наследственное условное владение, в пожалование за службу. Сложная система вассалитета и вассальной зависимости, иерархии высших и «благородных» руководящих классов пронизывает всё общество.

Развитие феодальным производственным отношениям обеспечивало, прежде всего, частичное раскрепощение непосредственного производителя: поскольку крепостного уже нельзя убить, хотя можно продать и купить, поскольку у крепостного есть хозяйство и семья, он имеет некоторую заинтересованность в труде, проявляет некоторую инициативу в труде, требуемую новыми производительными силами. Основой феодальных производственных отношений являлась собственность феодалов на главное средство сельскохозяйственного производства, землю, и отсутствие собственности на землю у трудящихся. Наряду с этой главной чертой феодальная форма собственности на средства производства характеризуется также неполной собственностью феодала на работника (внеэкономическое принуждение) и основанной на личном труде собственностью самих работников производства, т. е. крестьян и ремесленников, на некоторую часть орудий и средств. Из феодальной формы собственности вытекало положение в производстве и взаимоотношение основных классов феодального общества: феодалов и крестьян.

Феодалы в той или иной форме наделяли крестьян землёй и заставляли их работать на себя, присваивая часть их труда или продуктов труда в виде феодальной ренты (повинностей). Крестьяне и ремесленники принадлежали в широком смысле слова к одному классу феодального общества, их отношения не являлись антагонистическими. Классы и общественные группы при феодализме имели форму сословий, от положения и взаимоотношения социальных групп в производстве всецело зависела и форма распределения продуктов производства. Для раннего феодализма характерно полное господство натурального хозяйства, с развитием ремесла всё большее значение в городе и деревне приобретает товарное производство. Товарное производство, существовавшее при феодализме и обслуживавшее его, несмотря на то, что оно подготовило некоторые условия для капиталистического производства, нельзя смешивать с капиталистическим товарным производством.

Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента, возраставшая путём последовательной смены трёх её форм: отработочной (барщины), продуктовой (натурального оброка) и денежной (денежного оброка). Позднефеодальная барщинно-крегюстническая система в странах Восточной Европы не есть простое возвращение к первой форме, но несёт в себе и черты третьей формы: производство для рынка. С возникновением мануфактуры (XVI в.) в недрах феодального общества начинает развиваться всё более глубокое противоречие между новым характером производительных сил и становящимися тормозом их развития феодальными производственными отношениями. Так называемое первоначальное накопление подготавливает возникновение класса наёмных рабочих и класса капиталистов.

В соответствии с классовым, антагонистическим характером феодальной экономики вся жизнь феодального общества была пронизана классовой борьбой. Над феодальным базисом возвышалась соответствующая ему надстройкa - феодальное государство, церковь, феодальная идеология, надстройка, которая активно служила господствующему классу, помогая подавлять борьбу трудящихся против феодальной эксплуатации. Феодальное государство проходит, как правило, через ряд стадий -- от политической раздробленности («поместье-государство»), через сословную монархию к абсолютной монархии (самодержавию). Господствующей формой идеологии при феодализме являлась религия

Обострившаяся классовая борьба дала возможность молодой буржуазии, возглавив восстания крестьян и плебейских элементов городов, захватить власть и низвергнуть феодальные производственные отношения. Буржуазные революции в Нидерландах в XVI в., в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в. обеспечили господство передового в то время класса буржуазии и привели производственные отношения в соответствие с характером производительных сил.

В настоящее время пережитки феодализма поддерживаются и укрепляются империалистической буржуазией. Пережитки феодализма очень значительны во многих капиталистических странах. В странах народной демократии решительно ликвидированы эти пережитки путём демократических аграрных реформ. В колониальных и зависимых странах народы ведут борьбу с феодализмом и империализмом одновременно; каждый, удар по феодализму является вместе с тем и ударом по империализму.

Средневековая цивилизация рождалась на стыке многих культур - римской, германской и кельтской (древнее население Европы). В результате их взаимодействия и эволюции в IX-XI вв. сложился новый общественный строй, который принято называть феодализмом.

Франкский майордом Карл Мартелл (715-741), готовясь к войне с арабами, стал раздавать земли на условиях военной службы. Такие пожалования назывались бенефициями (лат. - благодеяние), а позднее стали называться феодами (нем. - лен). С конца IX в они превращаются в наследственные.

Король словно вручал вассалу часть своих королевских прерогатив на определенной территории: фискальных, судебных и иных. Поэтому феодалы скоро становились полновластными хозяевами в своих вотчинах. Волна пожалований бенефиций приходится на неспокойные IX-XI столетия (экспансионистская политика Карла Великого, войны с внешними врагами, распри в семье Каролингов). Именно тогда во многих регионах Европы возводят феодальные замки.

Между сеньором и воином устанавливались вассально-ленные отношения. Со временем могущество и богатство сеньоров определялось числом их вассалов. Поэтому главной добродетелью сеньоров считалась щедрость, а главной добродетелью вассалов - верность. Вассально-ленные отношения пронизывали все средневековое общество, в конечном счете само средневековое государство было лишь объединением вассалов вокруг верховного сюзерена - короля. Поэтому оно долго не имело четких географических границ. Отсутствовали и чиновничий аппарат, армия, полиция. Королю приходилось всякий раз договариваться с вассалами, которые часто оказывались богаче своего монарха и не всегда приходили по первому его зову. Во многих странах к тому же действовал принцип "Вассал моего вассала - не мой вассал". Фактически король мог рассчитывать лишь на своих непосредственных вассалов - пэров.

Согласно популярным в средние века воззрениям, общество делилось по функциональному принципу на "тех, кто молится" (священники и монахи), "тех, кто воюет" (рыцари) и "тех, кто трудится" (крестьяне). У каждого была своя роль, каждый входил в особое сословие, то есть группу с определенными правами и обязанностями (регламентировались даже длина волос, форма прически и покрой одежды). Роль первых в этой триаде сводилась к молитвам за мир, вторые вносили свой "налог кровью", защищая безоружных, а третьи - самые многочисленные - должны были содержать духовенство и рыцарство, отчисляя им часть от произведенного своим трудом.

В представлениях средневековья земная иерархия была подобием небесной и, соответственно, незыблемой: престол Божий окружали высшие и низшие хоры ангелов. Во главе многоступенчатой земной пирамиды стоял король. Свою власть, словно в лен, он получал от самого Бога.

Феодальный строй существовал, с теми или иными особенностями, почти во всех странах.

Эпоха феодализма охватывает длительный период. В Китае феодальный строй существовал свыше двух тысяч лет. В странах Западной Европы феодализм охватывает ряд веков - со времени падения Римской империи (V век) до буржуазных революций в Англии (XVII век) и во Франции (XVHI век), в России -с IX века до крестьянской реформы 1861 г., в Закавказье - с IV века до 70-х годов XIX века, у народов Средней Азии - с VII-VIII веков вплоть до победы пролетарской революции в России.

В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племён-завоевателей - с другой; он сложился в результате взаимодействия этих двух процессов.

Элементы феодализма, как уже было сказано, зародились ещё в недрах рабовладельческого общества в виде колоната. Колоны обязаны были обрабатывать землю своего господина - крупного землевладельца, уплачивать ему определённую денежную сумму или отдавать значительную долю урожая, выполнять различного рода повинности. И тем не менее колоны были более заинтересованы в труде, чем рабы, так как имели своё хозяйство.

Таким образом зарождались новые производственные отношения, получившие полное развитие в феодальную эпоху.

Римскую империю разгромили племена германцев, галлов, славян и других народов, живших в различных частях Европы. Власть рабовладельцев была свергнута, рабство отпало. Крупные латифундии и ремесленные мастерские, основанные на рабском труде, раздробились на мелкие. Население распавшейся Римской империи состояло из крупных землевладельцев (бывших рабовладельцев, перешедших на систему колоната), освобожденных рабов, колонов, мелких крестьян и ремесленников.

У племён-завоевателей ко времени покорения Рима был общинный строй, находившийся в стадии разложения. Большую роль в общественной жизни этих племён играла сельская община, которая у германцев называлась маркой. Земля, за исключением крупных земельных владений родовой знати, находилась в общинной собственности. Леса, пустоши, пастбища," пруды использовались сообща. Поля и луга через несколько лет переделялись между членами общины. Но постепенно приусадебная земля, а затем и пахотные угодья стали переходить в наследственное пользование отдельных семей. Распределением земли, разбирательством дел, касающихся общины, улаживанием споров между её членами занимались общинное собрание, выбранные им старосты и судьи. Во главе племён-завоевателей стояли военачальники, владевшие вместе со своими дружинами большими землями.

Племена, покорившие Римскую империю, завладели большей частью её государственных земель и некоторой частью земель крупных частных землевладельцев. Леса, луга и выгоны остались в общем пользовании, а пахотная земля была разделена между отдельными хозяйствами. Разделённые земли в дальнейшем превратились в частную собственность крестьян. Так образовался обширный слой самостоятельного мелкого крестьянства.

Но крестьяне не могли надолго сохранить свою независимость. На основе частной собственности на землю и другие средства производства неизбежно усиливалось имущественное неравенство между отдельными членами сельской общины. Среди крестьян появились зажиточные и бедные семьи. Разбогатевшие члены общины с ростом имущественного неравенства стали приобретать власть над общиной. Земля сосредоточивалась в руках богатых семей и стала предметом захвата со стороны родовой знати и военачальников. Крестьяне попали в личную зависимость от крупных землевладельцев.

Для того чтобы удержать и укрепить власть над зависимыми крестьянами, крупным земельным собственникам надо было усилить органы государственной власти. Военные вожди, опираясь на родовую знать и дружинников, стали сосредоточивать власть в своих руках, превратились в королей - монархов.

На развалинах Римской империи образовался ряд новых государств, во главе которых стояли короли. Короли щедро раздавали захваченную ими землю в пожизненное, а затем и в наследственное владение своим приближённым, которые должны были нести за это военную службу. Много земель получила церковь, служившая важной опорой королевской власти. Земля обрабатывалась крестьянами, которые должны были теперь выполнять ряд повинностей в пользу новых господ. В руки королевских дружинников и слуг, церковных властей и «монастырей перешли огромные земельные владения.

Земельные угодья, розданные на таких условиях, назывались феодами. Отсюда название нового общественного строя-феодализм.

Постепенное превращение крестьянской земли в собственность феодалов и закрепощение крестьянских масс (процесс феодализации) происходили в Европе в течение ряда столетий (с V-VI до IX-X веков). Свободное крестьянство разорялось от непрерывной военной службы, грабежей и поборов. Обращаясь за помощью к крупному землевладельцу, крестьяне превращались в зависимых от него людей. Нередко крестьяне бывали вынуждены отдаться под «покровительство» феодала: иначе беззащитному человеку в условиях беспрерывных войн и разбойничьих набегов невозможно было существовать.

В таких случаях право собственности на земельный участок переходило к феодалу, и крестьянин мог обрабатывать этот участок лишь при условии выполнения различных повинностей в пользу феодала. В других случаях королевские наместники и чиновники путём обмана и насилия прибирали к рукам земли свободных крестьян, заставляя их признать свою власть.

В различных странах процесс феодализации протекал по-разному, но суть дела везде была одинакова: ранее свободные крестьяне попадали в личную зависимость от феодалов, захвативших их землю. Эта зависимость была иногда слабее, иногда жёстче. Со временем различия в положении бывших рабов, колонов и свободных крестьян стёрлись, и все они превратились в единую массу крепостного крестьянства. Постепенно сложилось такое положение, которое характеризовалось средневековой поговоркой: «Нет земли без сеньёра» (то есть без господина-феодала). Верховными земельными собственниками были короли.

Феодализм явился необходимой ступенью в историческом развитии общества. Рабство изжило себя. В этих условиях дальнейшее развитие производительных сил было возможно лишь на основе труда массы зависимых крестьян, владеющих своим хозяйством, собственными орудиями производства и имеющих некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу дань натурой из своего урожая.

В России в условиях разложения общинного строя возникло патриархальное рабство. Но развитие общества пошло здесь в основном не по пути рабовладения, а по пути феодализации. Славянские племена ещё при господстве у них родового строя, начиная с III века новой эры, наступали на Римскую рабовладельческую империю, боролись за освобождение находившихся под её властью городов Северного Причерноморья и сыграли большую роль в крушении рабовладельческого строя. Переход от первобытно-общинного строя к феодализму в России происходил в те времена, когда рабовладельческий строй давно уже пал и феодальные отношения в европейских странах упрочились.

Как свидетельствует история человечества, не обязательно, чтобы каждый народ проходил все этапы общественного развития. "Для многих народов складываются такие условия, при которых они получают возможность миновать те или другие стадии развития и перейти сразу на более высокую ступень.

Сельская община у восточных славян носила название «вервь», «мир». Община имела в общем пользовании луга, леса, водоёмы, а пахотная земля стала переходить во владение отдельных семей. Во главе общины стоял старейшина. Развитие частного землевладения привело к постепенному разложению общины. Землю захватывали старейшины и племенные князья. Крестьяне - смерды - были вначале свободными членами общины, а затем попали в зависимость от крупных землевладельцев - бояр.

Крупнейшим феодальным собственником стала церковь. Пожалования князей, вклады и духовные завещания сделали её обладательницей обширных земель и богатейших по тем временам хозяйств.

В период образования централизованного Русского государства (XV-XVI века) великие князья и цари стали, как говорилось тогда, «помещать» на землю своих приближённых и служилых людей, то есть давать им землю и крестьян под условием несения военной службы. Отсюда названия - поместье, помещики.

В то время крестьяне ещё не были окончательно прикреплены к землевладельцу и земле: они имели право переходить от одного помещика к другому. В конце XVI века помещики в целях увеличения производства зерна для продажи усилили эксплуатацию крестьян. В связи с этим в 1581 г. государство отняло у крестьян право перехода от одного помещика к другому. Крестьяне были полиостью прикреплены к земле, принадлежавшей помещикам, и тем самым превратились в крепостных.

В эпоху феодализма преобладающую роль играло сельское хозяйство, а из его отраслей - земледелие. Постепенно, в течение ряда веков, совершенствовались способы хлебопашества, развивались огородничество, садоводство, виноделие, маслоделие.

В ранний период феодализма преобладала переложная, а в лесных районах - подсечная система земледелия. Участок земли засевался несколько лет подряд какой-нибудь одной культурой, пока почва не истощалась. Тогда переходили на другой участок. В дальнейшем произошёл переход к трёхпольной системе, при которой пашня делится на три поля, причём поочерёдно одно папе используется под озимые культуры, другое - под яровые и третье - остаётся под паром. Трёхпольная система стала распространяться в Западной Европе и в России с XI-XII веков. Она оставалась господствующей на протяжении многих столетии, сохранившись до XIX века, а во многих странах - и до настоящего времени.

Сельскохозяйственный инвентарь в ранний период феодализма был скуден. Орудиями труда служили соха с железным лемехом, серп, коса, лопата. Позднее стали применяться железный плуг и борона. Помол зерна долгое время производился вручную, пока не получили распространения ветряная и водяная мельницы.

Общественно-экономическая формация, сменившая рабовладельческое общество и предшествующая капитализму. Основой Ф. является собственность феодала, помещика на землю и неполная собственность его на работника производства - крестьянина; большинство крестьян при Ф. владели орудиями производства, вели свое небольшое частное хозяйство, но вынуждены были из-за отсутствия своей земли пользоваться землей, к-рой "наделял" их помещик. За пользование "наделом" крестьянин был обязан обрабатывать помещичью землю своими орудиями труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феодализм

Экономический тип общества, феодальная общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности феодала на крепостного, его рабочую силу, средства производства и предметы потребления.

Основное противоречие феодализма - противоречие между общественным характером производства и частичным присвоением феодалом трудящегося (крепостного) как личности и как рабочей силы.

В отличие от раба, которого рабовладелец имел право лишить жизни, крепостного защищает общество: феодал, которому принадлежит крепостной, не имеет права его убить, т.е. отнять у него жизнь. Но феодал, а впоследствии помещик может продать крепостного, даже оторвав его от семьи, потому что он имеет право собственности на него, как на вещь. Однако в отличие от раба крепостной может иметь семью и хозяйство - средства производства. Поэтому социальная защищенность крепостного качественно выше, чем раба. А отсюда и более высокая заинтересованность в производительности труда, что и обеспечивает победу и устойчивость феодального общества. Развитие производительных сил при феодализме приводит к накоплению прибавочного труда у класса эксплуататоров, к обострению из-за этого основного противоречия феодализма и, как следствие, к обострению классовой борьбы, которая порождает буржуазно-демократические революции. Результатом этих революций является освобождение трудящихся от крепостной зависимости и превращение их в свободных граждан. Феодальная общественно-экономическая формация сменяется капиталистической.

Истории известны два пути становления феодализма. Первый - возникновение феодализма, соответственно феодального государства и права непосредственно при разложении первобытно-общинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли германцы, славяне и многие другие народы. Второй - формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное. Это путь, например, Византии.

Феодализм - более прогрессивная форма экономического и политического развития. Цель феодального государства и права - закрепление господства феодалов над крестьянами. Постепенно складывался класс крупных землевладельцев, наделенных политической властью в отношении местного населения. Свободные крестьяне-общинники превращались в зависимых людей, теряя прежнее правовое положение; появлялись новые группы феодально зависимого населения. Государственный аппарат не справлялся со своими задачами, и население фактически оказывалось в распоряжении крупных землевладельцев. Они набирали ополчение, взимали налоги, судили население независимо от королевской власти. Сначала это делалось от имени короля, и доходы обращались в его пользу, позднее они стали присваивать их себе. Этот порядок короли санкционировали иммунитетными грамотами, согласно которым никто, даже королевский чиновник, не имел права ступить на территорию, принадлежащую тем, кому были даны эти грамоты. По мере развития крупного феодального землевладения усиливались местные фактически независимые феодалы. Феодальный способ производства характеризовался господством натурального хозяйства и слабым развитием экономических связей между отдельными землями, что неизбежно привело к экономической и политической раздробленности.

Период феодализма охватывает длительный промежуток времени, что приводит к необходимости внутренней периодизации. Применительно к странам Западной Европы выделяют три основных этапа развития феодальных государств: период раннефеодальной монархии, период сословно-пред-ставительной монархии, период абсолютной монархии.

Раннефеодальная монархия - это время возникновения феодального государства и права.

К VI в. н. э. на территории бывшей римской провинции Галлии возникает первое в Западной Европе феодальное государство Франков. В 843 г. произошел его раздел на три части, ставших Францией, Германией и Италией. У населяв

ших Британию народов с V в. н. э. в VII-VIII вв. появляются первые семь феодальных королевств, которые в IX в. объединяются в единое государство под названием Англия. В 1066 г. оно было завоевано норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Первый период в истории феодальных государств в Европе длился до XIII-XIV вв.

В условиях раннефеодальной монархии происходит утверждение феодального способа производства, феодальной собственности на землю. Одновременно идет формирование основных классов феодального общества: феодалов-землевладельцев и феодально зависимого, а затем и крепостного крестьянства.

Возникает в это время особая форма взаимоотношений между феодалами в виде сюзеренитета-вассалитета, в основе которого лежало наделение землей и связанное с ним возникновение отношений личной зависимости. Во Франции и в Германии действовала классическая форма вассалитета: "Вассал моего вассала - не мой вассал". Это означало, что вассал нес обязанности только по отношению к своему непосредственному сюзерену, от которого он получил землю.

Общей закономерностью является возникновение в этих странах монархической формы правления - королевств. Складывается дворцово-вотчинная система управления, когда личные слуги короля превращаются в должностных лиц, четкое разграничение обязанностей у которых отсутствует. На таких принципах строился центральный аппарат сначала во Франкском королевстве, а затем во Франции и Германии.

Сосповнопредставительная монархия

Следующий период в истории феодальной государственности охватывает XIII-XVI вв. Экономический прогресс вел к развитию ремесел, торговли, распространению товарно-денежных отношений, укреплению связей между различными районами страны, развитию городов. Изменился и общественный строй: преобладающее влияние получает слой рыцар

ства, дворяне, влиятельной силой становится городское население. В западноевропейских государствах складываются феодальные сословия: духовенство, дворянство и "третье сословие" - верхушка городского населения.

Государственному строю сословно-представительной монархии свойственны следующие черты. Королевская власть, стремящаяся к усилению, находит опору в дворянстве и городском населении и получает возможность начать открытую борьбу против крупных феодальных магнатов. Повсеместно происходит политическая консолидация, образование централизованных государств.

Своеобразно происходил переход к сословно-представи-тельной монархи в Англии, не знавшей феодальной раздробленности. В начале XIII в. у власти находился Иоанн Безземельный, доведший страну до разорения неудачными войнами и постоянными поборами. Королевский произвол вызвал всеобщее возмущение. Бароны привлекли на свою сторону рыцарей и горожан и начали борьбу с королем. Потерпев в 1215 г. поражение, он вынужден был подписать Великую хартию вольностей. В ней он обязывался не требовать пособий и сборов без согласия "общего совета королевства", соблюдать права и вольности баронов, считаться с интересами рыцарства и горожан и т. д. Борьба за осуществление Хартии завершилась в 1265 г. созданием парламента и вступлением Англии в период сословно-представительной монархии.

Исключением из общей закономерности стала Германия, где борьба за создание Священной Римской империи германской нации серьезно ослабила императорскую власть. Она не получила поддержки городов и рыцарства. Германия осталась феодально раздробленной. Реальная власть оказалась у князей, что и было закреплено подписанной Карлом IV в 1356 г. "Золотой буллой". Семь курфюрстов получили право избирать императора Германии, проводить свои съезды, самостоятельно устанавливать налоги, чеканить монету, вести войны и т. д. Тем самым раздробленность Германии получила свое законодательное закрепление.

Повсюду в это время оформляются сословно-представи-тельные органы, включавшие в свой состав представителей основных сословий. Классический образец подобного учреждения - Генеральные штаты Франции, впервые созванные в 1302 г. Они разделялись на три курии по числу сословий, каждая курия располагала одним голосом. Герцоги, графы и высшие служители церкви получали личное приглашение короля, остальные члены избирались. К компетенции Генеральных штатов относились вопросы объявления войны, введения налогов и т. д. В Англии парламент был разделен на две палаты: верхнюю - палату лордов, куда входили герцоги, графы, бароны, получившие право наследственного пэрства, и нижнюю - палату общин, которая избиралась и включала в свой состав рыцарство и горожан. Это своеобразное развитие английского парламента, когда рыцари и горожане заседали в одной палате, превращало его в весьма влиятельный орган.

Такого же рода учреждение - рейхстаг - возникает и в Германии, но в стране, сохранявшей раздробленность, этот орган не обладал реальной властью. Определенным влиянием пользовались в каждом отдельном государстве местные представительные органы власти - ландтаги, поэтому о сословно-представительной власти в Германии можно говорить лишь условно.

Абсолютная монархия

Последний период в истории феодальных государства и права начинается с конца XVI в. Это время разложения феодализма и зарождения новых буржуазных отношений. Старые сословия разлагаются; например, во Франции дворянство распадается на две группы - "дворянство шпаги" и "дворянство мантии", которое формируется в основном из буржуазии. В Англии наряду со старой аристократией появляется новое дворянство - джентри, интересы которого также тесно связаны с буржуазией. Появляется предпролетари-ат в лице наемных рабочих, городских низов. Обостряется

борьба между феодалами и крестьянством. В этих условиях и происходит формирование абсолютной монархии - диктатуры дворянства в условиях кризиса феодализма.

Классическая форма абсолютизма возникает во Франции. Власть короля распространяется на всю страну, полностью исчезают остатки вассальных отношений, не созываются Генеральные штаты, города теряют самоуправление, церковь подчиняется государству. Король отныне - источник власти, воля короля - закон. Суть абсолютной монархии наиболее точно выразил Людовик XIV, заявивший: "Государство - это я!" Дворянство занимает основные административные должности; бюрократический аппарат, центром которого был Королевский совет, охватывает всю страну, доводя волю монарха до самых отдаленных уголков государства. Активную роль в этом играли наделенные огромными полномочиями интенданты полиции, юстиции и финансов.

Для Англии характерен незавершенный абсолютизм. Он начался раньше, но в условиях абсолютизма здесь продолжал действовать парламент и сословные органы самоуправления в графствах, не получил развития и процесс формирования бюрократического государственного аппарата.

Своеобразно шло развитие Германии. Усиление глав крупных княжеств - курфюрстов - привело к тому, что именно они превратились в абсолютных монархов, практически закрепив феодальную раздробленность Германии.

Основные черты феодального права

Феодальное право, выступая как средство регулирования феодальных отношений, представляет шаг вперед по своему внутреннему содержанию, но по своей внешней форме, юридической технике, разработанности институтов значительно уступает высшим образцам права древнего мира. Для него характерен замедленный ход развития как результат консервации правовых обычаев, во многом проистекающих из варварской эпохи, правовой формализм и примитивность юри

дических процедур. Феодальное право являлось для сословия феодалов правом привилегией, а для остального населения - правом принуждения. Характерна для права была и связь с религией, которая как единственная форма мировоззрения и господствующая идеология не может не воздействовать на право и которая сама создает свое право - каноническое. Еще одна черта - партикуляризм, раздробленность права не только в пределах Европы, но и в отдельных регионах и местностях одного государства. Причина - господство правовых обычаев как ведущих источников права. Следующая черта - рецепция римского права, его приспособление к феодальному обществу. Причина - отсутствие норм, регулирующих в должной степени развитие товарно-денежных отношений.

В условиях раннефеодальной монархии действовало обычное право, которое фиксировалось в так называемых "варварских правдах", наиболее известна из которых "Салическая правда" франков.

Развитие феодальных отношений привело к тому, что решающая роль перешла к местному обычному праву. Например, во Франции эти обычаи носили название кутюмы, которые имели общую основу, но очень отличались в отдельных положениях и деталях, характерных для каждой местности. Поэтому право Франции отличалось в эпоху Средневековья необычайной пестротой. На Севере действовало обычное право, на Юге, который раньше входил в состав Римской империи, продолжало действовать римское право - писаное, но наряду с ним действовало множество кутюмов. Аналогичная система сложилась и в Германии.

С усилением королевской власти возрастающее значение стали приобретать королевские ордонансы - указы королей, действовавшие на всей территории государства.

Особое значение в рассматриваемый период получило городское право. С ростом и развитием городов появляются городские суды, постепенно охватившие своей юрисдикцией

все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Особой известностью пользовалось право Любека, Магдебурга и еще нескольких городов.

К XVI в. распад феодальных отношений и растущая мощь буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Это привело к повышению интереса к римскому праву и активному заимствованию его положений; начинается его изучение в университетах, издаются учебники, справочники, словари.

Специфическая правовая система сложилась в период Средневековья в Англии. Она получила название "общего права". Единое английское "общее право" стало образовываться начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных источников и решали дела, руководствуясь "правом страны", т. е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи не только черпали правила в собственном знании правовых обычаев, но и руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, содержащимися в королевских указах, выдававшихся за плату тем, кто обращался за защитой. Хотя каждый указ выдавался по конкретному делу, он составлялся по определенному образцу, однообразно сформулированному. "Общее право" - это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах, называемых "свитки тяжб", и ссылка на содержащиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с общим правом все большее значение стали приобретать законы. Активную законодательную деятельность осуществляли короли и парламент. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее право.

Начиная с XVI в. возникает новая система права - "право справедливости". Суд справедливости возник в результа

те подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке милости, но все увеличивающееся число прошений привело к тому, что король стал передавать их канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а по справедливости, т. е. не был связан практикой общих судов, обращаясь к естественному и частично к римскому праву, хотя последнее практического значения в Англии не имело.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт