Икт на уроках технологии в школе. Материал для учителей технологии "использование икт на уроках технологии" Исследование икт в обучении предмета технология мальчики

Использование ИКТ на уроках.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

· Тренажёр

· Контроль за умениями, навыками учащихся

Чего мы достигаем на уроках?

· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

· Визуализация учебного материала;

· Интеграция со смежными дисциплинами.

· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

· Стимулирование воображения школьников;

· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования на уроках .

«Моделирование лифа»

«Получение ткани»

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение нового материала, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу ? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

§ повышению качества обучения;

§ выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

§ радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

§ эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

§ развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

§ развитию самостоятельности учащихся;

§ развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

§ непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно и нельзя допускать, чтобы компьютерная поддержка на уроке превратилась в игру.


Татаринцев Алексей Иванович,магистр технологического образования, педагогорганизатор МКОУ «Хохольский лицей», р. п. Хохольский[email protected]

Использование информационнокоммуникативных технологийна уроках технологии

Аннотация.В статье рассматривается современное представление урока технологии с применением информационнокоммуникационных технологий. Автором приводятся новые информационные средства обучения на уроке, раскрывается взаимосвязь проектного метода обучения с использованием информационнокоммуникационных технологий, их положительные тенденции развития.Ключевые слова:познавательная деятельность, контроль знаний, компьютерные технологии, методы обучения, программированный контроль, метод проектов.

В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе информационнокоммуникативных технологий (ИКТ), которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Интернет. Представляется исключительно важным, чтобы этот подход в подготовке специалистов нашёл адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы образования. Информатизация образования должна опережать другие направления общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, общекультурные предпосылки информатизации общества . Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернетсообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства . Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий (ИТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Предмет «Технология»формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической, экологической культуры.В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТна школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.В настоящее время особо актуальна проблема разработки методических и дидактических оснований сопровождения процесса обучения технологии цифровыми образовательными ресурсами. Урок с использованием ИКТ–это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.Использование ИКТ, в частности, мультимедийных презентаций, на курсах технологии дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Тестовые материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степень усвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические задания по изучаемой темедети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чем обычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий, что позволяет увеличить их количество.Преимущество уроков с использованием ИКТперед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности.Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.Компьютер –неотъемлемая составляющая жизни, и его возможности как средства коммуникации, источника приема, обработки и передачи информации могут быть основными инструментами для повышения мотивации в изучении национальной культуры.Применение средств ИКТвносит определенную специфику в известные методы обучения. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении различных предметов, в том числе и на технологии. Согласноданным,максимальная частота и длительность применения средств технических средств обучения в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. Поэтому на уроке мы стараемсячередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления.Существуют гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Мыследим, чтобы эти требования выполнялись учащимися. Согласно действующим нормам учащиеся 7хклассов могут непрерывно работать с компьютером не более 20минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8–9хклассов –25минут, 10–11хклассов –30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением технических средств обучения (компьютера) в неделю не должно превышать шести.Сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивови т.п.Начиная урок, мы делаем акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделий, которые должны освоить и практически применить учащиеся.Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайдфильмов, электронных учебников. Намиразработаны презентации, созданы электронные инструкционные карты, используемые для работы на уроке и дома;онисозданыс помощью программы для презентаций PowerPoint, которая используется в качестве сопровождения занятия.На итоговом уроке мы применяемпрограммированный контроль знаний с помощью карточек –заданий, тестов, при этом намудаётся сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся. Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизирует учащихся, повышает уровень знаний, их прочность.Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся могут реализовать свои индивидуальные возможности, проявить творчество.Опыт свидетельствует о больших возможностях, которые открывает использование компьютерной поддержки для повышения эффективности обучения технологии. Учителю нужно не только продумать, какой материал дать на уроках, но и самому его выполнить. В этом мне помогают ИКТ, которые позволяют активизировать внимание учащихся на основных моментах урока. При конструировании современного урока учитываютсяотличительные особенности самого урока технологии. Содержание обучения опирается на ранее изученный материал и подготавливает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков. Анализируетсясодержание урока на возможность и целесообразность, подбираетсяматериал,обеспечивающий решение учебных задач посредством ИКТ.ИКТиспользуются намина различных этапах урока: проверки домашнего задания, организации фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля.Цель педагогического опыта: активизация познавательной и творческой активности учащихся с использованием новых дополнительных источников информации, новых видов наглядных пособий, новых способов обработки информации, новых форм проверки знаний учащихся, для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения.Основной задачей считаем: воспитание эстетического вкуса, навыков бесконфликтного общения, трудолюбие и ответственность, воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных достижений в области технологии и художественноприкладной деятельности, содействие их профессиональному самоопределению.Известно, что творчеству нельзя научить, ограничившись показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.Применение компьютера на уроках технологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет MicrosoftOffice, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Wordеще и систему баз данных Accessи электронные презентации PowerPoint.На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию различных народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков –значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. На уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу, созданную в среде PowerPoint, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, используя мультимедиа, можно провести виртуальную экскурсию по образцам изделий созданных в XIX–XXвеках и сохранившихся в музеях Воронежа. Привлечение регионального компонента на уроке технологии повышает результативность обучения, стимулирует активный творческий поиск, способствует развитию познавательной деятельности. Компьютерные программы направлены не только на формирование знаний и умений, нои на выработку опыта творческой деятельности. Так, на уроках технологии посредством ИКТ, необходимо приобщать детей к миру народного декоративноприкладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению традиций народного творчества.Компьютерные технологии открыли для нас новые возможности. Отснятый на видеокамеру материал, обрабатываемна компьютере: при помощи сканера вводятсяв компьютер изображения изделий, иллюстрации из печатных изданий, фотографии, в графических редакторах устраняютсядефекты, выбираетсянужный формат, изменяетсяцвет, яркость, контрастность, удаляютсялишние детали, вырезаютсяотдельные фрагменты и составляетсяиз них новые изображения. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, что в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.Применение технологии проектного обучения на уроках позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, учащиеся приобретают коммуникативные умения, работа в группе и индивидуально, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании технологии метод проектов не только органично вписывается в учебновоспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения практических работ представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием компьютерной техники. При изучении информационных технологий учащиеся знакомятся с графическим редактором Paint. Например, по теме «Моделирование изделий» учащиеся создают на компьютере разнообразные красочные модели этого изделия.Инструкционные карты, выполненные с помощью ИКТ, отличаются от используемых на занятиях. Фотографии вместо традиционных графических изображений, делают их более наглядными.Подводя итог, следует сказать, что в результате небольшого анкетирования учащихся на тему «Уроки технологии и компьютер», почти все отметили, что использование компьютера делает занятия более содержательными, облегчает усвоение знаний и умений, повышает самостоятельность. Даёт представление о возможностях информационных технологий в производстве и быту.Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания предметов, сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие вообще. Мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности. Он более эффективен, чем интерактивен.Информатизация образования –приоритетное направление процесса информатизации современного общества. Существует два направления компьютеризации обучения. Первое направление –овладение компьютерной грамотностью. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения.Поэтомуиспользование компьютерных технологий на уроках технологии –дело уже небудущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешномупродвижению по индивидуальной образовательной траектории .Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными . Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе –отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав –право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Ссылки на источники1.Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. –М.: Издво РАО, 1994. –228 с.2.Полат Е. С., БухаркинаМ. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –268 с.3.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. –192 с.4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств.–

М.: НИИ школьных технологий, 2006. –208 с.

Tatarinsev Alexey,Master of Technology Education, teacherorganizer MKOU "Hoholsky lyceum”, [email protected]

The use of information and communication technologiesin the classroom technologyAbstract. The article deals with the modern concept of technology lesson using information and communication technologies. The author gives new media training in the classroom, reveals the relationship of project teaching method, using information and communication technologies and their positive development.Keywords: cognitive activity, knowledge control, computer technology, teaching methods, program control, project method.

    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

    Вычислительная машина.


    - Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
    - Развивает интерес у учащихся


    - Развивает активность и самостоятельность учащихся;
    - Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
    - Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Просмотр содержимого документа
«икт на уроках технологии»

Республика Крым, Симферопольский район, Укромновская общеобразовательная школа I -III ступеней

Учитель: Мамутов Марлен Энверович

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя,который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.
Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

Источник учебной информации;

Наглядное пособие;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    Графический редактор;

    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;
- Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
- Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;
- Развивает активность и самостоятельность учащихся;
- Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
- Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Просмотр содержимого презентации
«ИКТ на уроках технологии»


Республика Крым. Симферопольский р-н

Укромновская общеобразовательная школа

Учитель технологии:

Мамутов М.Э.


ПРОЕКТОР

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

КЛАСС


ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации

Функции компьютера:

1.Для учителя

а) источник учебной информации;

б) наглядное пособие;

в) тренажер;

г) средство диагностики и контроля

2.Как вспомогательный инструмент

а) создание и редактирование текстов, их хранение

б) графичесий редактор

в) аудиоредактор

г) видеоредактор

д) средство подготовки всевозможных информационных материалов

е) многофункциональная вычислительная машина


  • Презентации
  • Тесты
  • Видеоматериалы


Повышает эффективность учебного процесса; Облегчает понимание и восприятие материала учащимися; Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала; Развивает активность и самостоятельность учащихся; Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом; Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;


1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Использование ИКТ учителями-предметниками на уроках.

Современное образование, время в котором мы живем, работаем, и наши дети получают образование, требует от всех нас огромного запаса знаний в области современных технологий. Они не просто сопутствуют нам, а все больше проникают в нашу жизнь, быт, общение. И, к сожалению, большая часть учителей чувствует себя «не очень хорошо подготовленными» к использованию компьютера в преподавании своего предмета. Сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это, несомненно, требует от учителя внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету.

Задача информатизации: вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы.

Модернизация образования ориентирует на постоянное развитие учащихся и при этом предполагает приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не только информированность ученика, а формирование у него умения способности разрешать возникающие проблемы.

Информатизация российского образования напрямую связана с трансформацией содержания, методов и организационных форм учебной работы, эффективной социализацией школьников в условиях информационного общества. Рост качества образовательных услуг и конкурентноспособность образовательных учреждений все в большей степени зависят от их инновационной активности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в образовании считается одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, получить учащимися навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта всеми обучаемыми.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечет за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

    контроль знаний;

    лабораторный практикум;

    наглядность на уроке;

    самообразование (сетевое взаимодействие).

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Это необходимо, так как:

    благодаря интерактивной природе, у учащихся увеличивается мотивация к изучению предмета;

    возможности преподавания расширяются, т.к. ИКТ является одной из составных коммуникативно-ориентированной методики. Вводя аудио-видео технологии в процесс обучения, учитель расширяет и углубляет возможности преподнесения, закрепления и практики различных аспектов преподаваемой дисциплины;

    ИКТ также позволяют использовать способности и стремления учащихся к самостоятельной работе с помощью Интернета, когда всегда можно освежить, углубить и расширить информацию по тому или иному вопросу.

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии, как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.

Умелое использование информационных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из значимых задач школы – вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они смогли бы научиться применять современные информационные технологии в различных сферах своей учебной и повседневной жизни.

Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами (Paint, Word, Power Point, Excel), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики. Здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Такие программные продукты, как Paint, Word, Power Point, позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложений легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Использование информационных технологий позволяет увеличить плотность урока в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации, проверки, оценивания.

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий (научно-исследовательская, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и др.), урок пока еще, бесспорно, остается основной формой обучения. При этом, естественно, требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Преимущество ИКТ в том, что они:

    способствуют совершенствованию практических умений и навыков;

    позволяют индивидуализировать процесс обучения;

    повышают интерес к урокам;

    активизируют познавательную деятельность учащегося;

    развивают творческий потенциал учащихся;

    делают урок современным.

На уроках возможны следующие варианты применения ИКТ:

    создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала (данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя);

    использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного;

    организация мультимедийных презентаций по темам и разделам изучаемого предмета;

    организация проектной деятельности учащихся;

    применения ИКТ во внеклассной работе (КВН, игры и др.);

    организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий.

Таким образом, применение ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, оптимизировать учебный процесс, развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески и критически мыслить, умения видеть и формулировать проблемы и предполагать пути их решения.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Использование ИКТ на гуманитарных предметах позволяет сделать урок наглядным, помогает конкретизировать и анализировать предмет речи, развивает творческие возможности учащихся, способствует повышению качества образования школьников.

Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением явлений и процессов, рассматриваемых на уроках, способствуют развитию познавательного интереса учащихся и мотивации к предмету в целом, что в конечном счете повышает качество образования.

Познавательная деятельность, т.е. активизация учебной деятельности на уроках (физики) осуществляется с использованием компьютера как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов.

Использование ИКТ на уроках требует от учителя определенного мастерства и много времени (на осмысление и поиски путей решения).

В каждой школе есть комплект электронных учебных продуктов, использование которых в электронном виде на уроке имеет ряд:

    учащиеся видят динамику процессов, происходящих в изучаемом объекте;

    компьютерные технологии позволяют продемонстрировать процессы, которые учитель не может показать, а только описать;

    компьютерные технологии позволяют изменить моделируемые параметры;

    использование компьютерных технологий позволяет изменять течение времени и изучать процессы в замедленном или ускоренном режиме;

    все демонстрации на электронных учебниках сопровождаются звуковыми комментариями. Для учеников это разнообразие в смене учителей является положительным психологическим моментом, уход от однообразия.

Но нужно учитывать то, что на уроке, например биологии, информационные компьютерные технологии не могут заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний учащихся, организации самостоятельной работы, объяснении и закреплении нового материала.

Применение компьютера на уроках естественного цикла может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Компьютерная поддержка процесса обучения должна органически вписываться в его традиционные формы (работа с учебником и живое слово учителя).

В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанна с тем, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Применение метода проектов с использованием информационных технологий в рамках естественнонаучных дисциплин является высокоэффективным средством обучения, отвечающим всем требованиям современности:

    при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

    участие в коллективной творческой деятельности;

    организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

    деятельностный уровень освоения реальности;

    самообразование;

    целостная картина окружающего мира в динамике.

Но кроме проектного используется и исследовательский метод обучения, т.к. считается, что этим двум методам вместе следует отнести возрастающую роль, они являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет.

Таким образом, повышается активность учащихся, это положительно сказывается на уровне знаний, расширяет круг детей, которые активно участвуют в районных, городских и областных мероприятиях.

Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10-15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.

В современном мире информационные технологии позволяют, с одной стороны, оперативно предоставлять необходимые учебно-методические материалы обучающимися, с другой – организовать различные формы и методы в процессе обучения.

Таким образом, при использовании нами элементов информационных технологий одновременно решается несколько задач:

    повышение познавательного интереса учащихся к предмету, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

    развитие творческого потенциала учащихся;

    визуализация учебного материала:

    • расширение возможностей предъявления учебной информации;

      реализация традиционного дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне;

      индивидуализация процесса обучения;

    эффективность организации групповой работы на уроке:

    активизация самостоятельной работы;

5. разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы:

    обеспечение необходимой обратной связи;

6. совершенствование практических умений и навыков учащихся:

    предоставление возможности ученику довести решение любой задачи до конца;

    формирование у учащихся рефлексии своей деятельности;

    снижение до минимума возможного психологического дискомфорта ученика, творческой и исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и повышения качества образования.

7. интегрирование со смежными дисциплинами.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, и т.п.), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

5. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

8. работать на уроке с материалами web-сайтов;

9. создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;

10. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе играют важную роль, для того чтобы повысить познавательную мотивацию учащихся информационно-коммуникационные технологии обязательно должны использоваться.

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: «Современные ИКТ на уроках технологии».

Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. И нас это не пугает. Сказано: «Иди без устали вперед, ибо это путь к совершенству». Поэтому я убеждена, что для достижения хороших результатов в педагогической деятельности необходимо иметь глубокие и разносторонние знания по своему предмету, превышающие требования школьной программы.

Моя методическая тема - «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

Развитие творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появились как бы сами собой. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня обществу нужен человек, умеющий мыслить творчески и действовать самостоятельно, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности, рынка труда в целом. Техническая революция привела к тому, что к специалисту стали предъявлять новые функциональные требования: от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умение проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться все время, как обучение, так и трудовая деятельность.

Поэтому задача развития творческих способностей – это одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В соответствии с государственной программой информатизации образования, школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации на районном, городском и областном уровнях были организованы курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д.

Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качecтвенно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения дидактической системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).

Все это позволяет эффективно решить проблему мотивации учащихся, так как уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас я стараюсь оптимально и ограниченно вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Я, как учитель, ввожу учащихся в круг изучаемых проблем, направляю их деятельность, делаю обобщающие выводы, оказываю индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.

Современный ученик не может обучаться несовременными средствами, и если учитель не хочет отстать в своем развитии от него, надо постараться и освоить информационно-коммуникационные технологии. Предмет технология очень интересный и полезный предмет школьной программы, один из немногих, отвечающих требованиям стандартов второго поколения. «Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования…», деятельностным подходом к обучению. Однако, интерес к технологии, как к предмету и со стороны администрации, и со стороны детей, да и учителей, к сожалению, падает. В свете последних требований того же стандарта, часы технологии сокращаются и поэтому необходимо всеми возможными способами восстанавливать утраченные позиции.

Исходя из этого, считаю необходимым использовать ИКТ не во вред практическому труду, а во благо. Для этого использую в своей работе, уже не первый год, презентации, они не должны заменять практическую работу с инструментами на уроке, но могут использоваться, как дидактический материал, в том числе и как проверочный, контрольный или, даже, как домашнее задание.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

В нашей школе многие ученики умеют сами создавать мультимедиа презентации. К защите своего проекта многие девочки вместе с печатной дизайн-папкой готовят презентацию. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт:видят пример, образец к которому надо стремиться.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Они позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов:

Обучение в паре и группе;

Проблемное и частично-поисковое обучение;

Творческие мастерские.

В некоторых классах была достигнута высокая творческая активность выполнения проектов, проявляющаяся в стремлении познавать своими руками что-нибудь необычное, оригинальное, используя при этом новые для себя технологии. Девочки стали более инициативными. Все это сказалось на их результатах: девочки стремятся вносить что-то свое, используя не только имеющиеся знания и умения, но и приобретая новые в процессе работы.

За период работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, конференциях в рамках школы, района, республики. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей.

Так, одна из моих учениц, Сагирова Лейсан, на хорошем уровне выполняла работы по ковротакчеству. Выполняемые ею изделия имеют не только практическую, но и эстетическую значимость. Благодаря такому подходу, Лейсан заняла 2-е место на республиканско олимпиаде по технологии в 2007 году, представив свою проектную работу «Башня Сююмбике. Фадеева Лилия в 2008 году представила презентацию своего творческого проекта «Ангел-Хранитель» в электронном варианте на республиканской олимпиаде. Закирова Алсу в ноябре 2009 года приняла участие в республиканском конкурсе по технологии «Созидательный труд школьников», который состоялся в Елабужском Государственном Педагогическом Университете. Подготовленная ею презентация была отмечена поощрительным призом и свидетельством.

Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии.

Компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют мне разнообразить материал на всех этапах урока, повысить мотивацию учащихся, их заинтересованность, способствовать более прочному усвоению знаний, формировать личностные свойства и качества, определяющие художественное развитие учащихся, вооружить их знаниями, связанными с пониманием искусства, и умением выражать свои взгляды, а так же решать проблему индивидуализации обучения.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт