Плюсы развития внутреннего рынка страны. Плюсы и минусы интеграционных процессов

24 октября в Ереване состоялся круглый стол «Перспективы формирования единого рынка органической продукции ЕАЭС: выработка согласованных подходов нормативно-правового регулирования». Дискуссия прошла в рамках III Международного форума «Евразийская неделя»

Целью Круглого стола было выработать предложения по наднациональной координации политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции.

Участники встречи обсудили такие вопросы, как перспективы формирования единого рынка органической продукции, нормативно-правовое обеспечение развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС.Модератором круглого стола выступил Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России.

Законы должны благоприятствовать производству органической продукции, а не ставить барьеры

Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия) Александр Субботин поприветствовал участников Круглого стола, отметив важность того, что данное мероприятие получило такой успех среди стран-участников, и отметил актуальность темы.

«Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты, — заметил Александр Субботин, — Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач ЕЭК».

Очень важно, заметил спикер, создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. Сейчас, напомнил Александр Субботин, в трех странах существует закон об органическом производстве – в 2008 году закон принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в России, закон был подписан президентом в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргызстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации. Александр Субботин подчеркнул, что для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. «Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия. Первое — унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза. Второе – взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно», — высказался Александр Субботин, предложив участникам подискутировать на эту тему и выразить свои мнения.

Опыт стран-участников Круглого стола по развитию рынка органики

Артак Камалян, заместитель Министра сельского хозяйства Республики Армения, заметил, что на сегодняшний день развитие органического сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития как мирового сельского хозяйства, так и евразийского рынка сельхозпродукции. А для Армении это еще более важно. «Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество – одно из наших приоритетных направлений, — заметил Артак Камалян. – Мы как государство должны разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства».

Глава офиса ФАО по партнерству и связям в Казахстане Кайрат Нажмиденов напомнил, что закон об органике работает в республике уже 3 года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. Спикер рассказал, как Казахстане развивается органическое производство: «Мы проводили анализ производства органической продукции, изучили правовую базу, как обстоит дело в других стран мира, оценили возможности развития органического хозяйства в Казахстане. Часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть – что надо ориентироваться на экспорт. Мы решили, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке». Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой, а также в республике было выпущено и руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство. Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны.

В 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований «ТАЛАП» (Казахстан). «Если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе. Мы тестируем сейчас ее в Казахстане», — пояснил Кайрат Нажмиденов, отметив, что это помогает бороться с лжепроизводителями.

На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке Проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы).

Сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В результате семинара было резюмировано, что в странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств.

«Органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),- подвел итог спикер, — а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач».

Опыт России и Беларуси в развитии органического сельского хозяйства

Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России, рассказал участникам Круглого стола, как развивается сектор органики в Российской Федерации: «В России органическое производство начало развиваться активно примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед, мы выросли с одного органического производителя до 90». Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, заметил спикер, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. «Наша цель расти минимум на 10-20 процентов в год», — заметил Олег Мироненко.

Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн. евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов – это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров, менее 1% импортного объема. «У нас есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие», — заметил Олег Мироненко.

«На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год, — рассказал Олег Мироненко. – И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро».

«Изначально мы понимали, что органический рынок ЕАЭС надо формировать единый, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны,- сказал Олег Мироненко. — К сожалению, на сегодня мы констатируем, что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. Мы бы хотели, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Мы призываем другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в рамках этого стандарта единые правила и технологии производства органической продукции. В противном случае мы вынуждены будем запускать процесс взаимопризнания». Исполнительный ди⁠ректор НОС напомнил, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. «Вы понимаете, какие это ограничения для рынка, если мы пойдем на взаимопризнание, поэтому лучше работать по единому стандарту», — высказался Олег Мироненко.

Сейчас, сообщил Олег Мироненко участникам дискуссии, в России принят закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: «Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Мы хотим создать внутренний сертификационный рынок, и для нас в этом важна тесная работа с Росаккредитацией. Мы хотим также ввести графический знак органики. У нас по этому вопросу была большая дискуссия с коллегами из Беларуси, должна ли каждая страна иметь свой знак, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта. Это подлежит обсуждению. Важный вопрос также – создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Нам бы хотелось, чтобы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке».

К дискуссии подключился представитель Беларуси. Рассказывая о том, как развивается рынок органики в стране, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяна Карбанович заметила, что Беларусь находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. «У нас разработан проект закона о производстве и обращении органической продукции, в эти минуты он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала. Сейчас в Беларуси 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертификационные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории Беларуси».

Рынок органики нужно разнопланово исследовать

Мы задались вопросом, для кого создается рынок органической продукции? Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары, рассказала Татьяна Карбанович. «Мы выяснили, что общая степень осведомленности жителей – средняя. Что-либо об органике знают 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции», — сообщила эксперт. Выявились также такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия. В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточность осведомленности в сфере органики во многом связано с отсутствием законодательной базы». Далее спикер отметила, что нужно также развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе.

Сегодня исследования выполняются в рамках Государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 2016 – 2020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д.

«Начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода», — отметила спикер. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Беларуси, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка.

В Кыргызстане, рассказал, в свою очередь, ди⁠ректор Кыргызагробиоцентра Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Жаныбай Туманов, уделяется большое внимание продовольственной безопасности – и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство: «Сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам страны в овладении навыками ведения органического производства». Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт, подчеркнул Жаныбай Туманов, выразив благодарность его разработчикам. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизводстве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС.

«В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике, — рассказал участникам дискуссии генеральный ди⁠ректор ООО «ЭКОГЛОБ» Филип Ашикян. В этом году была создана компания «ЭКОГЛОБ». – Мы принимаем участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Мы сертифицируем растительное производство, корма, виноделие, алкоголь и другие производства, ведущие деятельность в сфере органики». Компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» — член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства.

Важным является то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭ С, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации. Продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира.

В Армении, рассказал Филип Ашикян, 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров – территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. «На нашем рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка. Сырьевая база пока хромает, хотелось бы больше», — заметил эксперт.

Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС, отметил эксперт, является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошедшего международную аккредитацию по ИСО 17065.

Эксперт Международной службы по аккредитации в сфере органического сельского хозяйства (IOAS) Нуне Дарбинян, один из попечителей Армянского фонда органического сельского хозяйства, один из разработчиков закона об органике в Армении, поделилась недостатками и плюсами развития органики в республике. В Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, считает Нуне Дарбинян. Но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии cформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке, отметила эксперт. И еще одна важная проблема – отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается.

Плюсы и минусы развития единого органического рынка стран ЕАЭС

С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС, сегодня существуют определенные реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот.

К минусам спикер отнесла неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотивационные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, заметила Нуне Дарбинян, – это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации. И важно также извлечь опыт из полученных уроков. «Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров», — считает эксперт.

Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно выращивать доверие к органической маркировке со стороны потребителя – это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. «Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. Пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции», — заметила Нуне Дарбинян. А для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации.

По ее словам, для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимо создать привлекательные инвестиционные механизмы: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации.

Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для стран- участников ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов.

«Вместе с тем, ЕАЭС должна обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех игроков. При этом государства должны понять, что развитой органики не будет, если в ней не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика»,- отметила Нуне Дарбинян.

Представитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Андрей Лысенков рассказал о том, что их организация была учреждена правительством РФ в 2015 года, задача – сертифицировать продукцию в магазинах на соответствие тем или иным стандартам. «Наиболее качественным образцам мы присуждаем «Знак качества», который является правопреемником Знака качества советского периода. Мы сотрудничаем с сертифицированными лабораториями России, планируем начать это сотрудничество и с зарубежными лабораториями, — рассказал Андрей Лысенков. — Всего за время нашей работы мы исследовали уже более 4000 товаров продовольственной корзины российского рынка».

Подводя итоги дискуссии, Александр Субботин выразил надежду, что для каждого участника встреча прошла с пользой.

Справка . Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится странами ЕАЭС и ЕЭК. Мероприятие включает в себя деловую и выставочную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов. Впервые форум прошел в октябре 2016 года в Москве, второй в 2017 году в Астане, нынешний форум прошел в Ереване. на площадке Московского международного форума «Открытые инновации». Второй форум прошел в августе 2017 года на площадке ЭКСПО в Астане. Событие ежегодно собирает более 2 000 участников из государств ЕАЭС и третьих стран.

Предметом торговли на внутреннем рынке могут выступать продукты питания, природные ресурсы, ценные бумаги и объекты. В сфере трудоустройства выделяют внутренний рынок труда.

Исходя из этих факторов, существует несколько определений для внутреннего рынка:

  • Это весь товарооборот и его особенности в рамках федеральной экономики.
  • Это рынок, со своей экономической системой между производителями, продавцами и покупателями, функционирующий в пределах одного государства.
  • Это экономические и административные процессы, регулирующие отношения между субъектами внутри торгового пространства.
Внутренний рынок способствует формированию рыночных тарифов и координирует все торгово-денежные операции в государстве.

Сегменты внутреннего рынка

Прогресс в сфере производства и товарно-денежного оборота способствует образованию и расширению внутренних рынков. Специализация и характер деятельности определили сегментацию внутренних рынков одной страны. Так, розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства.

Рынок ценных бумаг и фондовый

Это организованная среда, в которой происходят сделки на бирже, продаются и покупаются капиталы и активы, выпускаются и пускаются в оборот ценные бумаги.

Говоря о внутреннем рынке, опять же понимается территориально ограниченное пространство, например, внутри страны.

Рынок труда

Он действует на основе перемещения кадров по вертикали (карьерный рост) или горизонтали (смена рабочей компании на другую, но с сохранением прежней должности). Рынок рабочей силы, можно отнести и к сегменту «Ресурсы страны». Трудовые взаимоотношения и спрос на работников напрямую влияют на состояние экономики государства.

Рынок недвижимости

Данный сектор помогает устанавливать рыночные цены на жилые и нежилые объекты. С его помощью формируется успешное администрирование пространства.

На торгах недвижимостью происходят уступки прав собственности на имущество.

Валютный рынок

Состояние этого сектора, а именно валютная стабильность или скачки курсов моментально сказываются на размерах импорта- и экспорта- замещения. В случае падения внутренней валюты закупка импорта значительно снижается, а потребление отечественных продуктов увеличивается.

В состав валютного рынка входят различные биржи, финансовые учреждения и электронные кассы.

Кредитный рынок

Регулирование всех кредитных взаимоотношений между банками, МФО и их клиентами. В качестве заемщиков могут выступать как физические, так и юридические лица. Предметом этого внутреннего рынка являются деньги.

Инвестиционный рынок

Главная его задача — привлечение инвестиций с помощью верного распределения финансов и капиталов.

Рынок товаров и услуг

Он регулирует отношения производителей, продавцов и потребителей материальных товаров и нематериальных услуг. Сюда относят: ресторанный бизнес, деятельность нотариальных контор и т. д..

Внутренние рынки промышленно развитых капиталистических стран

Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Условия их функционирования влияют на эффективность производства, как отдельных его видов, так и экономической системы в целом. Внутренний рынок, под которым подразумевают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют масштабы и формы взаимодействия различ-ных видов производства, входящих в состав народного хозяйства. Внешние связи обслуживают участие национального хозяйства в мировой экономике. Анализ внутренних рынков показывает движущие силы хозяйственных процессов в каждой отдельно взятой стране и в определенной степени в подсистеме в целом.

Объем и уровень развития внутренних рынков

  • 1. Масштабы внутренних рынков большинства промышленно развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции западных государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть западных национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйственной деятельности. Так, экспортная квота у Бельгии составляет 70% ВВП, у Ирландии -- 67, Нидерландов -- 52, Австрии -- 40, Швейцарии, Дании -- 37% ВВП. В этих пределах в таких странах отмечается и импортная квота. Следовательно, объем внутренних рынков малых стран относительно ВВП невелик, и они во многом зависят от определенных секторов мирового рынка. У крупных развитых стран иностранный сегмент в производстве и реализации ВВП составляет 20--30%, а у США и Японии -- 10--15%.
  • 2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по промышленно развитым странам в пять раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 30 ведущих по этому показателю стран мира. Первые места по величине ВВП на душу населения занимают Швейцария, Люксембург, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а в низшую группу входят Греция, Испания, Португалия, Ирландия, ЮАР.
  • 3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет. Роль числа потребителей обычно обратно пропорциональна уровню развития страны. Большинство индустриально развитых стран относится к числу средних и малых стран. Только у двух государств (США и Япония) численность населения превышает 100 млн. человек, у четырех -- 50 млн. человек, а у десяти стран она не превышает 10 млн., у Исландии и Люксембурга число потребителей менее 0,5 млн. Небольшая численность населения наряду с высоким уровнем развития производительных сил способствует специализации производства и активному участию в международном разделении труда, побуждает малые и средние страны к экономической интеграции. международный экономический рынок
  • 4. Характерная черта рынков стран Первого мира -- удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. В среднем доля лиц наемного труда составляет порядка 85% самодеятельного населения, в том числе в Британии и США -- свыше 90%. Неформальная деятельность в большинстве западных стран играет незначительную роль. Определенное исключение составляют южно-европейские страны. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.
  • 5. Емкость внутренних рынков находится в зависимости от взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики, от их спроса на основные элементы конечного продукта. В рассматриваемых странах внутренние рынки характеризуются высоким уровнем межотраслевых и внутриотраслевых поставок, включающих промежуточную продукцию и продукцию инвестиционного назначения. Основным фактором межотраслевых связей выступает вертикальная интеграция, которая привадит к усилению зависимости воспроизводственных процессов в каждой отрасли от других отраслей, как по линии спроса, так и предложения.
  • 6. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП. В первой половине 90-х годов кредиты, полученные в ведущих западных странах, превышали 100% ВВП по сравнению с 50--60% в 50-е годы.
  • 7. Наряду с общей емкостью внутренних рынков важное значение имеет состав и характер потребления, которое представляет собой использование потребительной стоимости. Оно складывается из производственного и потребительского спроса. Производственное потребление входит в процесс производства и включает производство средств производства (орудий и предметов труда) и потребление рабочей силы, т. е. расходование его физической и духовной энергии. Непроизводственное потребление происходит за пределами производства. В процессе его используются или окончательно потребляются предметы потребления. Таким образом, в процессе производственного потребления продукты создаются, а в процессе непроизводственного они потребляются.

Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос -- денежными требованиями в основном физических лиц. В свою очередь, как производственный спрос, так и потребительский зависят от частного и государственного секторов. В длительной исторической ретроспективе происходило снижение доли частного потребления ВВП. В 1820 г. она, очевидно, составляла около 85%, в начале 90-х годов текущего столетия -- 61% ВВП. В последние десятилетия более высокими темпами росло частное потребление.

Потребление (спрос) и производство (предложение) -- этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил.

Центральный комитет Партии Великое Отечество принял решение принять экономическую программу академика С.Ю. Глазьева в качестве программного документа, который ПВО будет реализовывать, придя во власть . Однако рабочая группа Партии Великое Отечество , сформированная для создания наработок и предложений по экономике, продолжает свою работу. Идёт разработка новых путей и методов развития экономики России, выхода из того сложного положения, куда она оказалась заведена в результате «реформ» осуществляемых «эффективными менеджерами».

Мы продолжаем публиковать серию статей с целью открытия широкой дискуссии и выработки решений о развитии отечественной промышленности. Первая часть - «Инфраструктура», уже была опубликована . Следом был предложен вашему вниманию второй материал – «Внутренний рынок» . Сегодня публикуется третья статья, посвящённая конкретным предложениям.

Десять шагов развития внутреннего рынка

Сентябрь 2016 года – время повышенной активности политических деятелей всего избирательного спектра: от ультралевых, готовых всё отнять и поделить, до либералов, обещающих скорые улучшения с приходом иностранных инвесторов. В политических дебатах теряется суть и смысл, уходит главное – свой отечественный внутренний рынок, собственное производство и платёжеспособный спрос – вот истинные ориентиры для развития экономики.

Именно так, через развитие своей промышленности, ориентированной на местное потребление, обеспеченное растущими доходами собственного населения развивались США и Франция, Япония и Великобритания, и именно ориентацию в развитии на рост своего внутреннего спроса провозгласил КНР в ноябре 2012 года на XVIII съезде Коммунистической партии Китая.

Независимо от идеологических пристрастий сильные державы стремятся развивать, прежде всего свою промышленность и повышать уровень благосостояния своих граждан, а слабые и зависимые государства приглашают к развитию иностранные капиталы и открывают свои рынки для зарубежных производителей.

Итак, 10 шагов развития внутреннего рынка:

1. Создать физические условия для развития производств – требуются промышленные площадки, подведённые к ним дороги и электроэнергия, газ и вода.

На текущий момент лишь 16 898 900 га являются землями промышленности и иного специального назначения в Российской Федерации, что составляет менее 1% от общего объёма земель РФ.

Общая площадь земельных ресурсов мира составляет 129 млн. кв. км (исключены площади суши Арктики и Антарктики), из них около 2% используются в промышленных целях и прочих инфраструктурных целях. В промышленно развитых странах уровень промышленного использования земельного фонда выше, чем среднемировой. Если Россия поставит себе цель достичь среднего в мире уровня 2% промышленного использования земель, то запас роста у нас впереди колоссальный – рост в два раза! Районы вечной мерзлоты занимают в России около 60% от всей сухопутной территории, но резерв в 1% на промышленность от оставшихся 10% наиболее подходящей для развития территории РФ (лесной фонд и земли запаса) выделить для инфраструктурного освоения вполне возможно.

А что же происходит сейчас – земли достаточно, а почему же на ней промышленность не развивается?

А происходит вот что - вся земля промышленности и специального назначения, к которой подведены все необходимые коммуникации и дороги, уже занята действующими промышленными предприятиями. Некоторые из этих предприятий не могут насытить работой имеющиеся мощности – в таком случае освобождаются мощности для развития других промышленников. Но в такой ситуации нет системы. Порой эти высвобождаемые мощности оцениваются прежним собственником дороже, чем возведение всей инфраструктуры с нуля – и это при полной стопроцентной предоплате до перехода права собственности на промышленную землю. А что поделаешь? На рынке – дефицит готовой к развитию производств земли.

Государство должно взять на себя функции основного инвестора и девелопера (организатора развития и выгодоприобретателя) рынка земель промышленности:

  1. Провести оценку и разработать предварительный план освоения земель запаса и земель лесного фонда под земли промышленности по всей территории РФ с учётом планируемого двукратного увеличения территории земель промышленности в течение последующих 10 лет
  2. Замкнуть стоимость подключения воды, электроэнергии, газа и подведения дорог на основного девелопера, т.е. на государство
  3. Разработать единую сетку тарифов на все энергоносители. Тарифы должны быть существенно ниже среднемировых, таким образом будет обеспечено преимущество отечественных производителей перед мировыми
  4. Произвести полную калькуляцию стоимости инфраструктурного развития земель, добавить наценку для обеспечения прибыли (!) государства от промышленного развития собственных земель, а затем вывести точную и конечную стоимость каждого участка с уже подключённой инфраструктурой
  5. Обязать банки с государственным участием принимать стоимость такого государственного промышленного участка в качестве единой безальтернативной оценки стоимости для обеспечения участия этой земли в качестве залогового инструмента при дальнейшем кредитовании отечественных промышленников
  6. Предоставить предпринимателям через банки с государственным участием долгосрочное инвестиционное кредитование на срок до 20 лет под субсидируемый за счёт эмиссионных механизмов процент (до 3% годовых в рублях)
  7. На вышеперечисленных условиях предложить новые промышленные земли с инфраструктурой на продажу промышленникам в частную собственность с рассрочкой оплаты через инвестиционное государственное кредитование

2. Насытить экономику денежной массой – требуется адресная эмиссия, денежные средства должны эмитироваться под рост промышленного производства.

Здесь стоит отметить два фактора. Первый – на текущий момент уровень монетизации (насыщенности денежными средствами) нашей экономики в три-четыре раза меньше, чем в промышленно развитых странах. Второй фактор состоит в том, что нашей экономике требуется именно адресная эмиссия, направляемая путём предлагаемых механизмов в развитие производства и увеличение валового внутреннего продукта страны.

Государство должно создать условия для суверенной эмиссии:

  1. Принять меры по реформе Центрального Банка РФ (Центробанк должен снова стать Госбанком). К основной задаче обеспечения устойчивости курса национальной валюты должна быть добавлена задача поддержки экономической политики Правительства РФ.
  2. Обязать Госбанк принимать облигации, эмитируемые Государственным оператором (девелопером) развития земель промышленности России, в качестве обеспечения для эмиссии денежных средств, направляемых на строительство инфраструктуры и обеспечение льготных процентных ставок по инвестиционным промышленным кредитам (под 3% на 20 лет в рублях).
  3. Обязать Госбанк принимать облигации, эмитируемые Государственным оператором (лизингодателем) развития промышленного производства России, в качестве обеспечения для эмиссии денежных средств, направляемых поддержку сбыта продукции отечественных производителей и обеспечение льготных процентных ставок по лизинговым кредитам (под 3% на 10 лет в рублях).

3. Ввести валютное регулирование – требуется ограничить спекулятивное использование капитала, ограничить отток капитала.

Предложенные меры по обеспечению дополнительной эмиссии денежных средств приведут к росту денежной массы, а это в краткосрочной перспективе подвигнет участников экономической деятельности к соблазну направлять высвобождающиеся средства не в долгосрочные программы развития производств, а на совсем другие цели. Так как рынок будет в полной мере насыщен товарами отечественного производства высокого качества лишь в среднесрочной перспективе, то на первоначальном этапе для многих предпринимателей будет интереснее вкладывать свободные средства в торговлю импортными товарами или выводить эти средства в «тихие гавани». Эти отрицательные факторы необходимо купировать:

  1. Обеспечить выход России из ВТО
  2. Разработать меры по протекции отечественных производителей за счёт вдумчивого и обоснованного увеличения таможенных ввозных пошлин на импортную продукцию, аналоги которой производятся в России
  3. Увеличить плату за вывоз капитала из России. Здесь следует пояснить, что текущее законодательство преследует основной целью привлечение иностранных инвесторов. На деле получается всё наоборот, чистый вывоз капитала из России превышает ввоз.

Чистый ввоз/вывоз капитала РФ

По данным Центрального банка Российской Федерации:

Всего, в том числе

банки

прочие секторы

2000 год 23,1 1,7 21,4
2001 год 13,6 4,0 9,6
2002 год 7,0 3,0 4,0
2003 год 0,3 -12,8 13,1
2004 год 8,6 0,7 7,9
2005 год 0,3 3,7 -3,4
2006 год -43,7 -27,9 -15,8
2007 год -87,8 -50,5 -37,3
2008 год 133,6 84,5 49,1
2009 год 57,5 32,4 25,1
2010 год 30,8 -22,8 53,6
2011 год 81,4 27,5 53,8
2012 год 53,9 -7,9 61,8
2013 год 61,6 17,3 44,4
2014 год 153,0 86,0 67,0
2015 год (оценка) 58,1 34 24,1

В статистике ЦБ, как в зазеркалье, знак «+» означает вывоз капитала, знак «-» - ввоз.

При существующих условиях капиталы можно переводить в офшоры почти бесплатно (брокеры берут около 5% за свои услуги и полную цепочку операций):

Схема вывоза капитала и обналичивания через авторские платежи (роялти)

4. Принять меры по поддержке отечественного станкостроения и машиностроения – требуется стимулировать путём субсидирования лизинговой ставки российские и шире евразийские предприятия к приобретению именно машин и станков, произведённых в России.

Действия Правительства РФ по поддержке отечественного автопрома уже привели к открытию новых заводов мировых автомобильных концернов на территории России. Подобные меры следует применить для поддержки отечественных станкостроителей, машиностроителей и производителей другого высокотехнологичного оборудования:

  1. Создать государственную структуру (Государственный оператор развития промышленности) при министерстве промышленности и торговли РФ, в координации с министерством финансов РФ, с целью обеспечения субсидирования продаж товаров промышленного производства России с использованием инструмента лизинговых и экспортных кредитов.
  2. Обеспечить финансирование Государственным оператором развития промышленности (лизингодателем) покупки отечественными предприятиями продукции отечественного станкостроения и машиностроения (под 3% на 10 лет в рублях)
  3. Организовать в режиме наибольшего благоприятствования аккредитацию отечественных производителей по группам производимого оборудования и машин, а также по группам продукции, планируемой к запуску в производство
  4. Обеспечить участие аккредитованных предприятий в программах продаж своей продукции с использованием льготного лизинга
  5. Обеспечить аккредитованным предприятиям финансовую поддержку экспорта продукции станкостроения и машиностроения, через целевое кредитование иностранных контрагентов в рублях на закупку оборудования в России
  6. Обеспечить аккредитованным предприятиям финансовую поддержку в виде долгосрочных инвестиционных кредитов (под 3% на 10 лет в рублях) на разработку и создание новых видов и типов оборудования, а также на внедрение их в производство
  7. Снизить налог на добавленную стоимость для аккредитованных предприятий на продукцию отечественного станкостроения и машиностроения до 10% (сейчас такой налог действует для медицинского оборудования)

5. Принять меры по развитию железнодорожного транспорта, грузоперевозок по воде, авиаперевозок – требуется развитие отечественного кораблестроения, авиастроения и развитие современной железнодорожной инфраструктуры.

Россия должна начать зарабатывать на своём уникальном географическом и геополитическом положении.

Сейчас грузовладельцам выгоднее направлять контейнеры из Китая в Европу и Россию морем через Суэцкий канал. При создании соответствующей инфраструктуры дешевле и быстрее будет осуществлять перевозки по железной дороге. Китай понимает важность этого вопроса и движется в направлении развития Шёлкового пути или правильнее будет сказать - путей. Один шелковый путь может пройти по территории РФ, другой преимущественно по странам Средней Азии и Ближнего Востока. Передача организации построения и финансирования такого пути из Азии в Европу в руки Китая геополитически невыгодна России, так как проецирует влияние Китая на страны регионов, по которым пройдёт такой путь.

Следует принять меры по развитию собственной транспортной инфраструктуры:

  1. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие железнодорожной инфраструктуры – путей сообщения, терминалов, подвижных составов (локомотивы и вагоны должны быть отечественного производства)
  2. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие портовой инфраструктуры, а также отечественного коммерческого кораблестроения (отрицательный пример из нашей реальности – отечественные специалисты, на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащей Объединенной судостроительной корпорации, строит суда по заказу нашего «Совкомфлота» - «заводы верфи Arctech Helsinki полностью загружены нашими заказами» - гордо рапортует высокий чиновник вице-президент ОСК Загородный Евгений Николаевич)
  3. При помощи мер адресной эмиссии обеспечить развитие сети региональных аэропортов, а также отечественного гражданского авиастроения (отрицательный пример из нашей реальности – в Комсомольске-на-Амуре китайской стороной организовано производство китайских турбовинтовых самолётов Xian MA60 для региональных рейсов, которые являются модернизированной копией советского Ан-24, технологию производства которого наша страна видимо утратила - «Это пример практической реализации проекта территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Проект будет осуществляться в Комсомольске на Амуре в орбите одного из самых современных в мире авиационных предприятий», - прокомментировал глава Минвостокразвития Галушка Александр Сергеевич; больше похоже на пример того, как иностранный капитал лоббирует свои интересы, ведь Xian MA60 не смог пройти сертификацию в США, Австралии и странах Европы, а в то же время у нас есть готовый к производству более совершенный турбовинтовой Ил-114 для осуществления региональных рейсов, только он сейчас нигде не производится, и китайцы инвестировать в его производство на территории России не планируют)

6. Создать сеть государственных логистических распределительных центров для обеспечения оборота сельскохозяйственной продукции – требуется связать всю страну единой сетью государственных торгово-закупочных предприятий (хладокомбинатов, амбаров, плодоовощных баз).

Периодически возникает недовольство торговыми сетями (ритейлерами), вызывает озабоченность большая наценка, порой беспокоит низкосортный ассортимент по ряду позиций. Но ведь торговым сетям от глобальных мировых брендов нет государственной альтернативы. И это только то, что на поверхности. А ведь, чтобы качественные отечественные продукты были произведены и проданы без лишних логистических затрат, должны работать хладокомбинаты, амбары и плодоовощные базы, которые будут закупать у фермеров и агрохолдингов свежую продукцию. Эти логистические центры должны быть установлены по всей стране и связаны между собой автомобильными и железными дорогами, а также речным транспортом.

Товары между государственными логистическими центрами должны перемещаться во всех направлениях – с севера на юг и с запада на восток.

Должна применяться высокотехнологичная многооборотная пластмассовая тара, вместо одноразовых картонных коробок, как это происходит в Европе и США и как это было у нас в СССР

7. Принять меры по развитию отечественного племенного и семенного фонда для сельского хозяйства – требуется снять зависимость от зарубежной генной инженерии нашего растениеводства, мясомолочной и рыбной промышленности.

Зависимость нашего сельского хозяйства от иностранного племенного фонда очень велика. Этот факт даёт возможность для развития племенных отечественных предприятий. Следует разработать программу поддержки научных разработок в этом направлении и дальнейшего применения полученного опыта в сельскохозяйственном производстве

8. Обратить особое внимание на развитие нефтехимической промышленности – требуется обеспечить кратное увеличение заработка на отечественных нефти и газе.

Энергоносители – нефть и газ являются основными доходными статьями нашего государства. Однако, мало кто знает, что Россия импортирует продукцию химической промышленности на сумму большую, чем экспортирует нефтехимических продуктов собственной переработки, почти в полтора раза. Резерв для роста собственного ежегодного производства продуктов нефтепереработки оценивается в 35 млрд. долларов США на текущий момент, а с учётом принятия мер по поддержке роста отечественного производства во всех сферах эта цифра может быть удвоена

9. Обеспечить развитие сектора услуг.

По доле в создаваемой стоимости в среднем в мире на сельское хозяйство приходится лишь 10%, на промышленность – 30-40%, на услуги – 50-60%.

Важно понимать истинное значение сектора услуг. Среднестатистический гражданин тратит прямо или косвенно большую часть своих доходов на всевозможные увлечения (досуг) от чтения книг и посещения театров, до занятий спортом и туристского отдыха.

Развитие этих сфер экономики способствует увеличению ВВП и повышает платёжеспособный спрос со стороны участников экономической деятельности, задействованных в этой сфере.

Парадокс, но планомерное устойчивое увеличение зарплат учителям и врачам, сотрудникам музеев и детским спортивным тренерам, а также прочим гос. служащим улучшает общую экономическую ситуацию в стране, создаёт обеспеченный рублями спрос на рынке при условии, что бо льшая часть этих рублей пойдёт на закупку товаров отечественного производства

10. Обеспечить соблюдение самых высоких стандартов качества – требуется возродить парадигму «отечественное – значит качественное».

При всех предпринятых выше мерах очень важно обеспечить производство продукции самого высокого качества. Очевидно, что стимулирование спроса на отечественную продукцию при введении ощутимых пошлин на зарубежные аналоги приведёт к стремлению максимально быстро и с наименьшими затратами наладить производство максимально широкого ассортимента в России. Как это было раньше в Китае. Быстро и малыми затратами – означает низкокачественно и неконкурентоспособно.

Следует изначально установить самые высокие стандарты качества (ГОСТы), требовать их соблюдения. Предприятие может быть аккредитовано для мер гос. поддержки только при условии регулярного и систематического соблюдения стандартов качества.

Отечественное – значит качественное!

Подведем итог.

Россия – это страна огромных возможностей. Надо только сменить парадигму мышления наших управленцев. Вместо – заработать и достичь экономии, надо – расширять собственные возможности и достигать результата на благо народа России. Когда что-либо строишь, разрабатываешь, исследуешь и развиваешь, то в краткосрочной перспективе всегда будешь менее эффективным с точки зрения прибыли, чем когда распродаёшь или сокращаешь.

К власти должны прийти патриоты, которые будут мыслить интересами страны и народа, мыслить на долгие годы вперёд, чтобы у нашего Отечества было великое будущее!

Петрунин Анатолий Сергеевич,

Предприниматель, экономист, член Партии Великое Отечество.

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

В целом к 1 января 1970 года основы общего рынка были заложены. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Еще по теме 6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка:

  1. ТЕМА V ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФ РАСТ РУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
  2. 1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
  3. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  4. §3.2. Предоставление политического убежища и статуса беженца как канал легализации: политико-правовые трудности в формировании общего подхода


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт