"образование наречий от имен прилагательных и их правописание. Конспект урока русского языка "Образование наречий

Итак, открываем учебники на странице 249. Давайте прочитаем первую часть правила.

Итак, многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов -О, - Е.

Сейчас потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -О. Выполним упр. 447 письменно.

Прочитайте задание под буквой а,б. Что нужно сделать в этом упражнении?(от слов образовать наречия с суффиксом о и выделить суффиксы)

Прочитайте данные слова. Скажите, какой частью речи являются эти слова? (прилагательное).

Итак, давайте попробуем образовать от прилагательного медленный, наречие с помощью суффикса -О. Что получается?(медленно).Ребята, посмотрите сколько н в прилагательном медленный?(2). Столько же н мы пишем и в наречии. Записываем и выделяем суффикс. (учитель помогает сделать 1 примера, далее 2-4 у доски, далее самостоятельно). Закончили. Давайте проверим. Давайте, сделаем вывод. Как мы образовывали наречия?

А сейчас, ребята, давайте потренируемся образовывать наречия от имен прилагательных с помощью суффикса -Е. Выполним упр.448 а,б. Прочитайте задания. Что нужно сделать?(обр. Наречия от прилагат. С помощью суф. -Е. Выделить суф)

какой частью речи являются данные слова?(прилагат.)

Давайте образуем от прилагательного неуклюжий, наречие с помощью суффикса -Е. Что получается?(неуклюже). (учитель помогает разобрать 1 примера, далее 2-4 у доски,далее самостоятельно.) Закончили. Давайте проверим. Сделаем вывод. Как мы образовывали наречия в этом упражнении?

Ребята, давайте сделаем общий вывод. От какой части речи и с помощью чего мы образовывали наречия?

Ребята, сейчас прочитаем вторую часть правила.

Итак, в чем особенность состава слов у наречий?(нет окончания. В том числе и нулевых)

И сейчас, мы с вами это подтвердим Выполним упр.450.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?(разобрать слова по составу)

Посмотрите на данные слова. Какой частью речи они являются?(наречиями). Мы прочитал правило и узнали что у наречий не бывает окончаний,в том числе и нулевых,давайте это подтвердим.

Для начала давайте повторим порядок разбора слов по составу.(на слайде)

1. Определить слово как часть речи.

2. Найти окончание (если оно есть). Правильность выделения окончания проверить его изменением.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).

5. выделить приставки и суффиксы(если они есть).

Итак, разберем слово смело.

1. Наречие.

2. опираясь на правило у наречий окончаний нет, в том числе и нулевых, значит у слова смело нет окончания.

3. Основа слова- смело.

4. Корень: смело, смелый, смельчак. Значит корень- смел.

5. Суффикс о. (по одному слову у доски, остальные дети в тетради)

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.


Урок русского языка в 4-м классе по теме

«Образование наречий"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с образованием наречий с опорой на языковой опыт учащихся.

Задачи:

    актуализировать знания учащихся, приобретенные при изучении русского языка;

    познакомить с образованием наречий от имени прилагательного и имени существительного

    помочь учащимся увидеть свои успехи и осознать необходимость новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете много гостей, поэтому я предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих.

Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач! Улыбнулись партнеру по лицу, поклонились партнеру по плесу. Присаживайтесь. Сели правильно, спинки ровно.

II. Повторение. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово. При ответе детей учитель на доске закрепляет таблички с ответами.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – « низко ».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – « близко ».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – « быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – « тихо ».

Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие )

Я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о наречии .

Для этого поиграем в игру «Да-нет-ка». Если вы согласны с утверждением – встаете, если нет – остаетесь на месте. Готовы?

    Наречие – это самостоятельная часть речи. (да)

    Наречие – служебная часть речи. (нет)

    Наречие не имеет окончания. (да)

    Наречие – изменяемая часть речи. (нет)

    Наречие чаще всего поясняет глагол. (да)

    В предложении наречие выполняет роль обстоятельства. (да)

    Наречие может отвечать на вопрос на сколько ? (да)

    Наречие можно изменить по падежам? (нет)

    Наречия по значению делятся на группы. (да)

    Наречие образуется от других слов? (Да)

III. Работа по теме урока:

Какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Как вы думаете от каких частей речи мы модем образовать наречие?

Сформулируйте тему урока.

«Образование наречий от имени прилагательного и существительного»

Слайд

1) – Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся? Запишите эти слова в тетрадь.

Выделите окончание, основу слова.

Попробуйте образовать наречия от этих слов. Давайте проверим, какие слова у вас получились.

Слайд 2

Хороший –хорошо

Быстрый –быстро

Лёгкий- легко

Высокий-высоко

(основа)

Что отбрасывается? (окончание)

Что присоединяется? (- о - суффикс)

Слайд 3

Какой можно сделать вывод? (Наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса – о).

2) Образуйте и запишите наречия от данных имен прилагательных. Выполняя задание, можете общаться друг с другом.

Слайд 4

Певучий-

Жгучий-

Излишний-

Тягучий-

Что можете добавить к предыдущему выводу?

От какой части речи образовывали наречия?

Сделайте вывод. (Многие наречия образованы от имен прилагательных с помощью суффиксов -о, -е). ( У наречий не бывает окончаний .)

А вот прилагательное НОВЫЙ

Слайд 5

Попробуем образовать наречие с помощью суффикса -о-, -е

Не получается. А вот с разными приставками и суффиксами сколько угодно.

новый

заново

снова

вновь

по-новому

Вывод наречия образуются от прилагательных при помощи суффиксов О,Е, а так же может помогать приставка. Если суффиксы находятся после шипящих, то под ударением пишется –о, без ударения –е.

IV. Физкультминутка

Влево наклонись , вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

Продолжаем нашу работу.

Слайд 6

Запишите предложения в тетрадь.

Лето собирает, а зима поедает.

Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.

Что можно сказать об этих предложениях?

Задайте вопрос к словам первого и второго предложения.

Кто согласен с моим высказыванием поднимите руку.

«В первом предложении у нас существительные, а во втором наречия».

От какой части речи образовано эти наречие? (от имени существительного)

Какой можно сделать вывод? (Наречия могут образовываться от им. сущ. при помощи суффиксов -ом, -ой, -ю).

Понаблюдаем, как еще могут образовываться наречия.

Слайд 7

(что?) низ – (где?) снизу

(что?) даль- (откуда?) издалека

Толк

Ум

Начало

Можно ли образовать от этих слов наречия только при помощи суффиксов? Образовать наречия.

Затем «Микс», ищем пару, называем получившиеся наречия. Если вы такое не придумали – записываем в тетрадь наречие партнера.

Вывожу на доску слайд 8. Скажите, а у кого получились другие слова.

Спрашиваю 2-3 учеников.

Какой можно сделать вывод? (Окончание убираем, приставки и предлоги помогают в образовании наречий).

V. Закрепление изученного материала .

Упр. 476. Проверка. При наличии времени.

Упр. 478. Проверка в группах. Зачитываем по одному слову, начиная со второго партнера.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Мы хорошо с вами поработали сегодня. Оцените свои успехи сегодня. Давайте поиграем в игру «Крестики-нолики». Если вы знаете ответ на вопрос - ставите крестик, если нет – нолик.

1. Блиц – опрос.

Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?

Что отбрасывается?

Что присоединяется?

Поднимите руки у кого 4,3,2 крестика?

Молодцы ребята! Кто поставил все 4 крестика, смело можете оценить свою работу сегодня на уроке на 5.

Кто поставил 3 и 2 крестика, надеюсь что выполнение домашней работы в удобном для вас темпе поможет закрепить знания, полученные на уроке

VI. Домашнее задание

Упр. 473

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!

Ход урока.

I.Ориентировочно – мотивационный этап.

1. Самоорганизация.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Эли Куклиной, и подумайте, какие слова привлекли внимание поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос поможет раскрыть тему нашего урока.

Слайд № 1. Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь…

Ты скажи: «Кругом белым – бело!» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты -

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

Почему поэтесса, сказав слово «красиво» представляет всю Россию?

На какие слова обратила внимание поэтесса? (После ответов учащихся проецируются на экран. Слайд № 2. Высоко, кругом, бело, темно, ароматно, красиво. )

А каким нужно быть человеком, чтобы в самом простом видеть что – то необычное, интересное?

Скажите, что это за слова? Что общего у этих слов? (Они вызывают различные чувства. Отвечают на вопрос КАК? – темно, ароматно, красиво, бело; ГДЕ? – высоко, кругом.)

На уроках русского языка мы уже встречались с этими словами, как они назывались? (Наречие.)

Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» по плану.

Слайд № 3. План ответа:

1.Часть речи.

2.Вопросы.

3.Что обозначает?

4.Член предложения.

5.От каких частей речи могут быть образованы.

Выслушиваются ответы 2 – 3 учеников.

Сегодня мы поработаем над выявлением основных способов образования наречий.

Запишите сегодняшнее число и классная работа.

3. Минутка чистописания.

На экране пословицы.

Слайд № 4.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Объясните смысл пословицы.

Какое задание можно выполнить в этой пословице? (Найти наречия.)

Найдите наречия.(Проецируется на экран. Слайд № 5. Верно, примерно.)

От какой части образовано наречие?

Выделите суффикс. Это и будет минуткой чистописания.

Оо…

II.Операционально – исполнительский этап.

Работа по теме урока.

Коллективно – индивидуальная работа по учебнику.

Упр.207,с.8.

(Задания: составить словосочетания из глаголов и наречий и написать их; указать в наречиях, образованных от выделенных прилагательных, корень и суффикс.)

Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

Назовите корень и суффикс у наречий.

Физминутка с музыкальным сопровождением .

Если наречие выполняем приседание, если имя существительное – наклон вперёд, имя прилагательное – наклон влево, глагол – наклон вправо. (Показ карточек со словами.)

Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река.

III.Рефлексивно – оценочный этап.

1. Блиц – опрос.

От каких частей речи могут быть образованы наречия?

Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?

Что отбрасывается?

Что присоединяется?

2. Дифференцированное задание.

Карточки красного цвета.

Подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставку и суффикс.

Рано - ________________________, внизу - ______________________, грустно - ______________________, слева - ______________________,

громко - _______________________, темно - _____________________,

трудно - _______________________, вдали -_______________________,

медленно - _____________________, слабо - _______________________.

Карточки зелёного цвета .(I вариант.)

Написать наречия, образованные от имени существительного.(5 слов.)

Карточки синего цвета. (II вариант.)

Написать наречия, образованные от имени прилагательного.(5 слов.)

IV. Домашнее задание.

Составить 6 – 7 предложений с наречиями.

V.Итог урока. Самооценка.

Какую тему мы сегодня закрепили?

Чем для вас был полезен урок?

Сюда относятся:

1. , состоящие из предлога и формы родительного падежа единственного числа существительного.

    а). из предлога без и в форме Р. п. ед. ч.: без толку , без умолку , без удержу , без ума , без устали , без просыпу , без спросу ;

    б). из предлога из и формы Р. п. ед. ч.: издали , изнутри , исполу ; устарелые: искони , исстари ;

    в). из предлога с и формы Р. п. ед. ч.: сразу , снизу , с размаху , сбоку , сверху , сроду , сряду , сзади , спереди , снаружи , со зла , с ветру , сначала , сплеча ;

    г). из предлога до и формы Р. п. ед. ч.: доверху , донизу , до зарезу , до отказа , до упаду , до отвала ;

    д). из предлога от и формы Р. п. ед. ч.: отчасти , отроду .

2. Наречия, состоящие из предлога и формы дательного падежа единственного числа существительного.

    а). из предлога к и формы Д. п. ед. ч.: кверху , книзу , кстати , к спеху ;

    б). из предлога по и формы Д. п. ед. ч.: посредине , понаслышке , по случаю , (не ) по нутру , поверху , позади , посреди .

3. Наречия, состоящие из предлога и формы винительного падежа единственного числа существительного.

    а). из предлога на и формы В. п. ед. ч.: набекрень , навыворот , наспех , на смех , на диво , наотрез , напрямик , наугад , наповал , наперекор , напоказ , напролёт , нарасхват , наперебой , наутёк , навзрыд , насмерть , напрокат , нараспашку , наудачу , наизнанку , наискосок , назло , назад , наперёд , набок , наверх , навстречу , навек , насилу , наудачу , наружу , наотмашь , настежь ;

    б). из предлога в и формы В. п. ед. ч.: вверх , вниз , вряд , вбок , вмиг , ввек , влёт , вслух , вразброд , вровень , въявь , всласть , встарь , вновь , вдаль , ввысь , вширь , вглубь , вволю , впору , вдогонку , вприкуску , всмятку , втихомолку , врасплох , вдрызг , вровень , впросак , впрямь , впредь , внутрь , вкривь , вплавь , вскачь ;

    в). из предлога за и формы В. п. ед. ч.: зараз , за границу ;

    г). из предлога про и формы В. п. ед. ч.: про запас ;

    д). из предлога под и формы В. п. ед. ч.: подчас , под стать , подряд .

+ чересчур , оземь , обок .

4. Наречия, состоящие из предлога с и формы творительного падежа существительного: с оглядкой , с ленцой , с прохладцей , с развальцем .

5. Наречия, соотносительные с формой предложного падежа.

    а). из предлога в и формы П. п.: вверху , внизу , вдали , вблизи , впереди , взаперти , вначале , втайне , впоследствии , вкупе ;

    б). из предлога на и формы П. п.: наверху , на весу , на лету , наяву , на ходу , начеку , на боку , настороже , накануне .

Здесь же можно выделить наречия, образованные из предлога и формы множественного числа существительного.

    а). из предлога на и формы В. п. мн. ч.: наперегонки , на корточки , на четвереньки , на кулачки , навеки ;

    б). из предлога в и формы В. п. мн. ч.: вдребезги , взапуски , взаймы ;

    в). из предлога с и формы Р. п. мн. ч.: спросонок ;

    г). из предлога по и формы Д. п. мн. ч.: пополам ;

    д). из предлога в и формы П. п. мн. ч.: впотьмах , второпях , впопыхах , в бегах , в сердцах , в летах ;

    е). из предлога на и формы П. п. мн. ч.: на днях , на побегушках , на четвереньках , на цыпочках , на радостях .

Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Образование наречий»

Закрепление изученного материала

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель I квалификационной категории

Скидан Виктория Анатольевна
МОУ СОШ № 34

Урок «Образование наречий»

Тема урока:

«Образование наречий»

Цели урока:

1)познакомить учащихся со способами образования наречий;

2) формировать умения выяснять от каких частей речи и с помощью чего образовано данное наречие;

3) воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока: 1) Поприветствовали гостей. Сели. Закрыли глаза.

Положите на обе ладони цветок Добра и хорошего настроения. Чувствуете, как он согревает вас:

ваши руки, ваше тело, ваши мысли. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Все готовы отдавать это тепло другому, дарить радость окружающим.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу улыбку и добрые мысли.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать тайны родного русского языка.

Какие основные правила работы на уроке вы должны помнить?

Слушать внимательно;

Отвечать грамотно, четко, быстро;
- обдумывать каждый ответ;


  • мыслить, размышлять, доказывать;

  • помогать товарищу.
Урок «Образование наречий»

  • С каким разделом русского языка мы работаем? (Морфология)

  • Что изучает морфология? (Слова как части речи)

  • Какие части речи уже изучили?
(На доске вывешиваются таблички с названиями изученных частей речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Предлог
Наречие)

Сейчас изучаем наречие.

Составьте рассказ «Что я знаю о наречии» (Слайд № 2)

План ответа:


  1. Часть речи.

  2. Вопросы.

  3. Что обозначает?

  4. Что поясняет?

  5. Член предложения.
Выслушиваются ответы 2-3 учеников.

Что вы можете сказать об ответе товарища? Дополните, исправьте


допущенные при ответе ошибки.

Слайд № 3

Сегодня на уроке хозяйка тетушка Наречие.

Эта часть речи очень гостеприимна. Пригласила к себе в гости все части речи. Все в сборе. Поиграем.


Урок «Образование наречий»

Игра называется «Дружная семейка». Кто быстрее соберет гостей, тот и победил.

Перед вами листочки с именем хозяйки. Нужно подобрать слова- части речи на заданную букву.


вариант

II вариант


Н - предлог

Н - существ.

А - существ

А - прилаг.

Р - глагол

Р - глагол

Е - прилаг.

Е - существ.

Ч - существ.

Ч - числит.

И - союз

И - предлог

Е- глагол

Е - существ.

Такие же таблицы на доске.

Проверка. Учащиеся по очереди выбегают к доске, записывают подобранные слова. Проверять написание слов.

Замечательно.

Гостей нужно веселить. Я предлагаю сыграть в игру «Конструктор».

Соберем слово. Записать в тетрадь.


  • Корень находится в слове заинтересованный.

  • Суффиксы в словах умный и долго.
На доске помещены карточки с предложенными словами, разрезанными по морфемам. Ученик выходит к доске, берет заданную морфему, собирает слово.

ум

Н

ый

Какое получилось слово?
Урок «Образование наречий»

Интересно

Полученное слово разобрать по составу. Дайте характеристику слова как части речи. Физкультминутка. Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в сторону, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Изучение нового материала

Сколько мы создаем и открываем новых слов.

  • С помощью каких частей могут образовываться новые слова? (Суффиксы,
    приставки)

  • А как еще?
Тетушка Наречие. Наречия легко образуются от других слов. И не случайно я пригласила в гости все части речи.

Я появилась в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени растащили почти все слова по своим владениям.

Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Даю вам слова. Исследуйте, от каких слов и с помощью чего образованы данные слова.

Работа по группам. Задания по группам. Приготовились. Исследуем слова по плану.

Слайд № 4.

Урок «Образование наречий»

План исследования.


  1. От какой части речи образовано наречие?

  2. Сравните слова. Какая часть слова сохраняется при образовании
    наречий?

  1. Что «отбрасывается»?

  2. Что присоединяется?
Задания для групп.

1 . Прекрасный - прекрасно грустный - грустно


  1. Певучий - певуче
    Неуклюжий - неуклюже

  2. Новый - снова, по- новому, заново, вновь

  3. Верх - вверх, вверху

  4. Двое - вдвое, надвое.
После работы отчет групп. Один ученик из группы рассказывает о результатах исследования по плану. На доске появляются схемы исследования.

1 группа и сразу 2 группа. Слайд № 5.

прил - + суф. О или суф. Е

Учитель. Очень просто наречия образовались от прилагательных. Заменили в слове прекрасный окончание суффиксом О и получили замечательное наречие прекрасно и красивое наречие певуче.

Вспомните наречия, которые образованы таким образом.

На слайде № 5 Копилочка наречий Обратились к ней. Записать 2-3 примера в тетрадь и разобрать по составу.

3 группа. Слайд №6.

приставка + прил - + суф. Учитель. А наречия этой группы образовались от прилагательных с

помощью суффиксов а и о и различных приставок.

Урок «Образование наречий»

Обратимся к копилочке наречий

4 группа. Слайд № 7

приставка + сущ -+- суф.

Учитель. Побольше работы оказалось у вас. У существительного окончание превратилось в суффикс, а предлог - в приставку. Зато из одного существительного получается целая куча наречий.

Прочитайте наречия из

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

5 группа. Слайд № 8

приставка + числит.

Учитель. От числительного двое можно образовать наречие, добавив приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Запишем наречия, образованные таким способом, в тетрадь и разберем их по составу.

Слайд № 9

А еще от глагола скакать образовалось наречие вскачь убрали суффиксы инфинитива и добавили приставку.

Прочитайте наречия из копилочки наречий

Послушайте сказку. «Проделки наречии»

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил

Урок «Образование наречий»

наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного верх, а получилась целая куча наречий: наверху, вверх, кверху, сверху, наверх и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не на телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о- . Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по- особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы ошибиться.

Учитель. Так от каких частей речи могут образовываться наречия? Ответы учеников.

Учитель. Ну, что, Наречие! Справились мы с твоим заданием.

Тетушка наречие. Да, я очень рада! Ученица. Наречие радо!

А ученики не очень. Уж чересчур похожи они на имена с предлогами. Как тут разберешь писать слитно или раздельно.

Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Физкультминутка.

Я вас сейчас буду путать. Вы должны делать только то, что я буду говорить, а делать я буду другие действия.

Руки вверх, вниз, на плечи и т.д.

Итак, от каких частей речи могут образовываться наречия?

(Рассказ ведется по моделям: от прилагательных, существительных, числительных, глаголов)

Перед вами задания разных уровней сложности. Подумайте, выберите для себя задание, которое вы сможете выполнить достойно, верно.

Урок «Образование наречий»

1 уровень.

От данных слов образуйте наречия

с суффиксом - о - медленный, быстрый, чистый; с суффиксом -е - : неуклюжий, тягучий, живой.

Запиши в тетрадь только получившиеся слова и выдели в них суффикс.

2 уровень.

Укажи способ образования наречий:

Сначала, по- моему, вежливо, налево, легче.

Образец, по- старому.

3 уровень.

Выпиши наречия, укажи способ их образования:

Сначала подумай, потом говори.

Всякая птица по- своему поет.

На станции тонко и чисто засвистел паровоз.

Консультанты по карточкам - опорам проверяют правильность выполнения и выставляют отметки.

Урок «Образование наречий»

Все мои помощники получают за работу «5». Сегодня все получили отметки за свою работу. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Спасибо за работу.

Домашнее задание. Упражнение № 205. (Задание подобное тому, что мы выполняли в классе.)



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт