Гарантийный сюрвейер. Независимый сюрвейер — помогает предупредить убытки

Мы не раз писали об ответственности морского сюрвейера. Однако вопросы, связанные с услугами, которые выполняет сюрвейер, столь сложные и настолько актуальные, что поле для исследований, которые должны заинтересовать нашего читателя, поистине бесконечно.
В качестве сюрвейеров выступают обычно профессионалы высокой квалификации. Да и правовые нормы сформированы так, что в действительности привлечь к ответственности морского сюрвейера очень сложно, если вообще реально. Тем не менее, рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

В Украине правовые механизмы регулирования сюрвейерской деятельности крайне мало разработаны. Каких-либо специальных нормативных актов в отношении работы сюрвейеров нет, даже Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД) не содержит вид деятельности, который включал бы формулировку "сюрвейерские услуги". Данная деятельность относится к следующему виду:
74.87.0. Предоставление иных коммерческих услуг:
- услуги по экспертизе в делах, не связанных с недвижимым имуществом, страхованием и инженерными услугами: судебно-экспертные услуги по проведению криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, иные виды экспертиз.

Основное требование по уставным документам сюрвейерских компаний - упоминание в уставе предприятия видов деятельности, связанных с сюрвейерскими услугами.

В Украине сюрвейерская деятельность не подлежит лицензированию, таким образом, к ней не применимы какие-либо лицензионные условия и требования.

Естественно, в штатном расписании предприятия должны быть соответствующие должности сюрвейеров, руководителей групп сюрвейеров, тальманов и пр., которые работают на основании должностных инструкций. За последнее время часть подобных должностей была введена в Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

С учетом слабого развития в Украине нормативной базы, регламентирующей оказание сюрвейерских услуг, основным документом становится договор о сюрвейерском обслуживании или об оказании сюрвейерских услуг. Именно его положения будут регулировать и ответственность сюрвейера, и объем его обязательств, полномочий и работ.

Роль и значение сюрвея в шиппинге

Работа сюрвейера сродни работе адвоката по морским делам. С одной стороны, он - представитель стороны принципала, так что должен отстаивать его интересы, то есть его позиция заранее предполагается субъективной, с другой - он должен представить объективно сложившуюся ситуацию для своего принципала, так что его позиция должна быть одновременно и объективной - такова реальность, с которой приходится повседневно сталкиваться морскому сюрвейеру.

Морской сюрвей представляет собой интернациональную практику, мало изменяющуюся от страны к стране, от порта к порту.

Любая из сторон морского спора может привлечь к работе в своих интересах сюрвейера, и даже не одного. Таким образом, фигура морского сюрвейера обретает свои реальные очертания только тогда, когда его номинирует некоторый принципал, то есть нанимает сюрвейера для выполнения работ. Некоторым итогом работы сюрвейера выступает сюрвейерский отчет (marine survey report).

Практически при рассмотрении каждой морской претензии, морского требования стороной в деле выступают страховщики, которые задают сюрвейерам, видимо, больше всего работы. Если спор доходит до суда или арбитража, в рассмотрении иска участвуют и сюрвейеры. Именно они являются обыкновенно наибольшими экспертами в вопросах технических, и если назначаются судом или арбитражем, то должны представлять только объективную позицию, так что их работа несколько облегчается, поскольку не приходится совмещать несовместимые иногда вещи - интересы клиента и объективный аспект ситуации, которая имеет место реально. Однако нет таких противоречий, которые не могут разрешить квалифицированные сюрвейеры. Формально это осуществляется следующим образом. Сюрвейер представляет свою предварительную позицию принципалу в письменной форме. Если эта позиция не вызывает сомнений, то составляется отчет сюрвейера, в котором эта позиция получает закрепление в качестве окончательной. Если принципал выражает сомнения или формулирует другую позицию, то сюрвейер может повторно освидетельствовать представленный объект, если это возможно, и скорректировать свою позицию. Позиция сюрвейера должна быть с объективной стороны изложена в рапорте. А субъективная сторона позиции может быть изложена в письме, которое направляется принципалу. Обычно это письмо имеет конфиденциальный характер.

Когда стороны потенциального спора давно и хорошо знают друг друга, в простых ситуациях они могут номинировать одного и того же сюрвейера, поскольку в основе его деятельности все же лежит выявление объективных условий в конкретной ситуации, так что достаточно будет рассмотреть его выводы, чтобы прийти к взаимно приемлемому мнению, достичь компромисса. Если же сюрвейера номинирует только одна сторона, то именно она имеет право давать ему инструкции, после чего сюрвейер становится агентом этой стороны. Однако сюрвейер не является адвокатом, так что может быть допрошен в суде в качестве свидетеля, ведь в основе его позиции лежат объективные данные, часто лишь технического характера.

Общим объектом сюрвейерского освидетельствования является чрезвычайное морское происшествие в целом или отдельные его аспекты. Сюрвейеры могут специализироваться на таких главных сторонах морского происшествия, которые соответствуют основным сторонам морского предприятия - груз и судно. Особую категорию специализации сюрвейеров представляют сюрвейеры, специализирующиеся на рассмотрении и обследовании обстоятельств общей аварии. Такие сюрвейеры должны хорошо ориентироваться во всех аспектах совместного морского предприятия.

Всегда в отчете сюрвейера должны быть подведены финансовые итоги его работы, то есть выражены в денежных суммах убытки и другие обязательства, которые составили предмет его рассмотрения.

От природы этих обязательств зависит характер работы морского сюрвейера, поскольку они могут быть не деликатного, а договорного характера, например, чартерные сюрвейеры, которые сопровождают исполнение чартера, представляя одновременно интересы как фрахтовщика, так и фрахтователя. Морские сюрвейеры бывают случайными (ad hoc) и постоянными, для которых инспекционно-сюрвейерская деятельность является регулярной.

Инструкции сюрвейеру даются обыкновенно по взаимному соглашению между ним и его принципалом, более того, поскольку сюрвейер чаще всего является более принципала сведущим в сфере морской техники и права, он сам может сформулировать такие инструкции, но ответственным за их правильность и точность остается принципал.

Ответственность сюрвейера: общие положения

В принципе, за сколько-нибудь существенное нарушение своих обязанностей морской сюрвейер может подвергнуться ответственности.

Вот обычный перечень услуг, которые оказывают сюрвейеры:

      • определение пригодности и соответствия судов и их грузовых помещений для перевозки различных грузов;
      • расследования, в связи со страховыми случаями, причин несохранной перевозки грузов всеми видами транспорта и оценка ущерба;
      • осмотр грузов перед погрузкой и рекомендации капитану по внесению оговорок о состоянии груза в штурманские расписки и коносаменты;
      • контроль грузовых операций, услуги суперкарго, составление грузовых планов погрузки судов, рекомендации по укладке и креплению грузов и надзор в процессе грузовых операций;
      • тальманский счет груза при погрузке/выгрузке судов, загрузке/выгрузке контейнеров и пр.;
      • определение количества груза по осадке судна (Draft survey);
      • определение количества бункера на борту (Bunker survey);
      • отбор проб груза или бункера, производство анализов сертифицированными лабораториями;
      • определение состояния закрытий грузовых трюмов на предмет их водонепроницаемости;
      • оценка технического состояния судна, корпуса и механизмов, их соответствия конвенционным, классификационным требованиям перед страхованием или продажей;
      • расследование аварийных случаев с судами, оценка ущерба, контроль работ в ходе ремонта;
      • оценка технического состояния судна и/или определение количества остатков топлива на борту при передаче судна фрахтователям или судовладельцам (On/Off-hire condition/Bunker survey);
      • расследования и урегулирование претензий в связи с травматизмом, болезнью, смертью членов экипажей судов и т.п. функции.

Выполнение деятельности по оказанию любой из этих услуг предполагает некоторые договорные отношения. А любой договор потому и заключается, что предполагается возможность его нарушения. Вот в этом случае и возникает вопрос об ответственности исполнителя услуг - сюрвейера.

Услуги, оказываемые сюрвейерами, довольно специфичны для того, чтобы можно было выделить их в особую категорию услуг. Однако эти услуги столь разнообразны, что определить в общем плане характер инспекции (аудита), который проводится морским сюрвейером, очень сложно. Тем более, что сюрвей - услуги, потребляемые не только в отрасли морского транспорта. Они востребованы также в других отраслях транспорта, в сфере отношений по поводу поставки, снабжения и т.п., поэтому рассмотрение нескольких видов сюрвейерских услуг не даст ясного представления о возможной ответственности сюрвейера при предоставлении других видов таких услуг.

Так, услуги сюрвейеров считаются хорошей морской практикой необходимыми при нанесении стивидорами повреждений судну при осуществлении грузовых операций; сюрвейер может принять на себя обязанности, связанные с обеспечением тальманского счета груза, обычно непосредственно исполняемого стивидорами. Понятно, что в каждом из этих случаев характер возможной ответственности сюрвейера будет различным.

Гражданско-правовая ответственность подразделяется на деликатную (внедоговорную) и договорную.
Конечно, ответственность сюрвейера целесообразно рассматривать как договорную, то есть ответственность за нарушение договора. Таким образом, эта ответственность может иметь весьма специфический, даже особенный характер в каждом конкретном случае, но имеются некоторые общие принципы договорной ответственности. Вот они:
- противоправное поведение;
- вредные результаты такого поведения;
- причинная связь между противоправным поведением и вредными результатами;
- вина - субъективное основание ответственности.

Давайте же рассмотрим отдельные аспекты договорной ответственности.

Отдельные аспекты договорной ответственности

Начнем с конца. Гражданско-правовая вина как основание для ответственности в Украине регулируется ст. 614 Гражданского кодекса (ГК), а в России - ст. 401 ГК Российской Федерации.

Вина в гражданских отношениях - отнюдь не обязательный элемент состава ответственности. Как законом, так и договором могут предусматриваться многочисленные исключения, так что должник, в данном случае сюрвейер, может отвечать при отсутствии вины. А обратное, то есть исключение или ограничение договором ответственности при наличии умысла, нельзя допускать, поскольку такой договор будет ничтожным.

Законом предусмотрено право должника доказать отсутствие своей вины, если это, разумеется, имеет значение. Таким образом, сюрвейер может доказывать, что предпринял все меры, зависящие от него, для надлежащего исполнения своих обязанностей.

При заключении договора он вправе настаивать на исключении своей ответственности при наличии неосторожности в его действиях, и включение этого условия в договор будет означать, что предоставление подобных доказательств не имеет смысла и не может требоваться судом. Включение в договор такого условия будет иметь чрезвычайно положительное значение для сюрвейера, поскольку, очевидно, его вина имеет преимущественно характер неосторожности, таким образом, он будет нести бремя доказывания только отсутствия своего умысла, что не представляется затруднительным.

Огромное значение имеют доказательства кредитором причинно-следственной связи между нарушением обязательств сюрвейером и вредом (ущербом, убытками) кредитора (ч. 1 ст. 623 ГК Украины, ч. 1 ст. 393 ГК России). Необходимо выявить все существенные факторы (условия), которые вызвали вредный результат. Среди этих условий необходимо выделить те, которые имели наиболее существенное действие, породившее вредные последствия.

Вот эти активно действующие и наиболее существенные обстоятельства правонарушения и будут признаны причиной, повлекшей вредный результат, независимо от того, действовали ли эти обстоятельства закономерно, либо случайно, прямо, либо опосредованно.

Допустим, тальман сюрвейера уснул, что повлекло неправильный подсчет количества грузовых мест и вызвало убытки у поставщика. Здесь имеет место бездействие в юридическом смысле со стороны сюрвейера, то есть пассивное поведение, но этот фактор в приведенном выше смысле будет признан активно действующим обстоятельством, повлекшим неправильный подсчет количества груза, независимо от того, был ли тальман уставшим из-за плохого отдыха, что неизбежно вызвало такую его реакцию, либо просто устал от однообразной работы, подобно тому, как автомобилисты устают от однообразия дороги и засыпают за рулем. Такое поведение должно быть признано звеном в причинно-следственной цепи и повлечь ответственность сюрвейера, даже если одновременно вел подсчет груза сюрвейер судовладельца, который по каким-то мотивам покинул свое рабочее место, например.

Другой пример: судовладелец должен обеспечить мореходность судна, поданного под перевозку груза, то есть мореходность в техническом отношении. Он нанял сюрвейера, который должен был засвидетельствовать это. В результате повреждений в ходе погрузки груза стивидоры допустили повреждение судна, по причине чего оно стало немореходным.

Сюрвейер не заметил этих повреждений. Судовладелец (перевозчик), понадеявшись на разумную заботливость сюрвейера, отправил судно в рейс в немореходном в техническом отношении состоянии.

В результате разумная заботливость проявлена не была, и груз был поврежден или утрачен. За это будет нести ответственность перевозчик, но он сможет привлечь к ответственности в порядке регресса независимого сюрвейера, поскольку его деятельность была одним из звеньев причинно-следственной связи, которая повлекла отправку судна в рейс в немореходном состоянии, в результате чего образовались убытки.

Порядок возмещения убытков предусматривается в ст. 623 ГК Украины (ст.ст. 15, 393 ГК РФ). Определение и доказывание наличия и величины убытков - дело обычно очень сложное, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре с сюрвейером правило о том, что он отвечает не только за убытки, но и за формальное нарушение своих обязанностей, например, уплату пени за несвоевременное предоставление отчета.

Наконец, рассмотрим противоправное поведение как основание для наступления ответственности в гражданско-правовых отношениях. И здесь все не так уж просто. С одной стороны, могут быть случаи, когда имеются обстоятельства, при которых должник освобождается от ответственности за противоправное поведение, и случаи, когда должник несет ответственность при отсутствии своего противоправного поведения.

Например: неисполнение обязательств - это противоправное поведение (ст. 611 ГК Украины; ст.ст. 393-406 ГК РФ). Однако, если имеются особые обстоятельства, при которых ответственность не может наступать, то неисполнение обязательства не будет противоправным поведением (ст. 617 ГК Украины; ч. 3 ст. 401 ГК России). Таким обстоятельством является, например, непреодолимая сила. В то же время, по существу, правомерное поведение, например, действия в условиях крайней необходимости, влечет гражданско-правовую ответственность по правилам ст. 1171 ГК Украины (ст. 1067 ГК РФ).

Таким образом, можно прийти к заключению, что привлечь сюрвейера к специфической "сюрвейерской" ответственности довольно трудно, хотя и можно выделить весьма специальную ответственность сюрвейера. Если такая ответственность прямо или опосредованно не предусмотрена законом, то необходимо внести ее в договор на сюрвейерские услуги. В таком случае, при наличии соответствующих оснований, привлечение сюрвейера к гражданско-правовой ответственности вполне возможно.

Рынок страховых услуг довольно давно стал популярным в мире, в нашей стране. Однако не все термины, с ними связанные, широко известны, несмотря на свою распространенность. Сюрвей, сюрвейер - кто это? Ответ знают немногие. Так давайте определимся с этой профессией, конкретной областью ее деятельности?

Сюрвейер - это...

Словари дают множество определений профессии, которые различаются лишь в некоторых частностях. Представим их - и общие, и более специфические. Сюрвей, сюрвейер - это:

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

  • эксперт;
  • сюрвейтор;
  • инспектор;
  • оценщик;
  • сюрвайер.

Популярны также и следующие определения профессии:

  • Драфт-сюрвейер. Специалист, который определяет вес погруженного или выгруженного объекта (объектов) по осадке судна.
  • Независимый сюрвейер. Фактически тот же эксперт, что и просто сюрвей. Незаинтересованный инспектор, который может составить объективный акт.

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

Главный принцип работы страхового сюрвейера - независимое и компетентное рассмотрение вопроса, основанное только на лично увиденном. Деятельность эксперта разделяется на два этапа:


Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:


Сюрвейерские компании

Мы разобрали, кто это - сюрвейер. В мире также распространена деятельность и одноименных фирм. Они осуществляют сюрвейерские услуги - осмотр объекта страхования с целью выявления каких-либо частностей, влияющих на стоимость страховки, условия взаимодействия сторон (страхователя и страховщика). По большей части такие фирмы работают на страховые компании.

Велик объем специальных сюрвейерских организаций, которые проверяют сырьевые товары, предназначенные для международной торговли. Они определяют качество и число товара, а также пригодность перевозчиков к транспортировке такого груза.

Популярен и вид услуг, называемый Full Outturn Guarantee. Здесь сюрвейерская компания фактически берет на себя миссию страховщика. Она компенсирует риски недодачи грузов между этапами погрузки, перевалки и выгрузки.

Сюрвей в России

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

  • Отдельные страховые компании создают собственные сюрвейерские фирмы, скрывая данный факт. Или же возлагают данную обязанность на своих сотрудников. Здесь теряется важный аспект работы сюрвейера - независимость и незаинтересованность.
  • В России отсутствуют акты законодательства, регулирующие подобную деятельность. Отсюда практически ненужные дорогостоящие услуги, стандарты неизвестных источников.

Сюрвейером первоначально считался специалист, дающий оценку морским грузам. Затем профессия стала пониматься более широко. Сегодня сюрвейер - это инспектор, эксперт, оценщик страховой (или отдельно сюрвейерской) компании, круг обязанностей которого весьма внушителен.

«Дама сдавала в багаж…» — помните, какое неприятное недоразумение случилось с этой странной путешествующей особой? Вот если бы она сдавала на станции свои многочисленные пожитки вместе с представителем этой новейшей профессии, то на конечном пункте маршрута, вместо того, чтобы рассказывать небылицы, ей по «зеленой квитанции» вернули бы ее любимого питомца в целости и сохранности…

Название этой пока еще редкой в России профессии звучит как «сюрвейер». И хотя survey — по-английски «надзор», назвать его «надзирателем» как-то язык не поворачивается. Есть более точные русские названия – ревизор, инспектор, контролер. В транспортной цепочке доставки товара, что по железной дороге, что по морю, слишком много звеньев: отправитель, грузоперевозчик, экспедитор, получатель. Если на одном из этапов доставки произошла порча или утеря товара, кто должен за это отвечать? Как правило, груз застрахован, и данная ситуация — типичный страховой случай. Только вот кому конкретно предъявить претензию? Тогда и возникает необходимость в сюрвейере, который даст свое профессиональное заключение о причинах и характере повреждений, величине ущерба. И уже с этим документом потерпевшая сторона смело может обращаться в суд.

Первые сюрвейеры-практики, как предполагают, произошли от обычных специалистов с большим и разнообразным опытом работы в сфере транспорта и перевозок, им при определенных условиях становился инженер по технике безопасности, специалист по автомобильной или железнодорожной технике или отставной капитан дальнего плавания.

Какова повседневная работа сюрвейера? Прежде всего, он считает и взвешивает. С теми грузами, которые принимаются по количеству, более или менее все ясно. Но каждому, кто когда-либо участвовал в перевозках вагонами, автомашинами, контейнерами, известно, насколько сложна технология подсчета грузов, которые принимаются по массе. Здесь неизбежны ошибки – и появляется возможность для злоупотреблений. Для того, чтобы обеспечить добросовестность взвешивания при погрузке и выгрузке, нужна независимая сторона. Сюрвейер владеет специальными точными методиками взвешивания, например, знаменитый «draft survey» — технология определения веса груза по осадке судна.

Другая серьезная задача специалиста – инспекция сохранности транспортируемого груза. Пришло, скажем, в порт судно с зерном, сюрвейер контролирует процесс перегрузки с судна на зерновоз. Начинает с приемки судна, знакомится с документами на груз, определяет герметичность крышек трюма — не попадает ли вода, и оценивает состояние товара. В процессе разгрузки следит за соблюдением технологии: как высыпается зерно в бункер, осматривает сохранность и чистоту вагона, проверяет люки, пломбы. И самое главное – определяет его вес, взвешивая сначала пустой вагон, а затем – груженый. После прибытия груза на место сохранность пломб проверяется другим представителем сюрвейерной компании. Свои наблюдения на каждом этапе перемещения товара специалисты заносят в рапорт, и весь процесс фотографируется. При этом владелец груза может наблюдать за его транспортировкой, не покидая своего кабинета.

Но вот произошло повреждение груза. Наиболее распространенное мошенничество – чтобы скрыть хищение — преувеличение размера реальных повреждений. Сюрвейер устанавливает наличие, объем и причину порчи товара или, что особенно важно в данном случае, отсутствие повреждения на момент проведения инспекции. Одна из важнейших функций профессиональной службы сюрвея является сертификация. К примеру, во время морских перевозок сертификат удостоверяет расположение в трюмах и крепление груза в соответствии с международными требованиями.

Ключевое определение скрупулезной, хотя в целом достаточно рутинной работы сюрвейера – независимость. Это значит, что настоящий сюрвейер должен быть лично не заинтересован ни в преувеличении, ни в преуменьшении потерь. Результат работы не влияет на его гонорар. Сюрвейерские компании в разных странах являются абсолютно независимыми организациями, в том числе даже от государственных и интересов.

Для того чтобы верно оценить ситуацию и определить степень виновности того или иного лица, на Западе действует институт сюрвейеров. Независимый сюрвейер. Кто он? Кого лучше привлечь к участию в перевозочном процессе: юриста, страховую компанию или сюрвейера? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

В эпоху СССР функции сюрвейеров в стране выполняли Союзэкспертиза (после акционирования она стала одним из частных предприятий), Институт аварийных комиссаров (давно прекратил существовать) и экспертные советы при торгово-промышленных палатах. Последние нередко не удовлетворяли нужды клиентов, поэтому нишу быстро заполнили сюрвейерные компании.

Первые службы независимых сюрвейеров появились в нашей стране в конце 2000 года в крупных портовых городах. Изначально их специалисты занимались вопросами расследования страховых случаев в сфере морского транспорта. Сейчас такие службы осуществляют правовую помощь в любой сфере страхования. Специалисты-сюрвейеры есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах России.

За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Неудивительно, что именно иностранные партнеры потребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первая зарегистрированная отечественная сюрвейерская организация потратила несколько лет для того, чтобы доказать свое право на существование: российские производители и торговые предприятия долго не хотели объективно оценить значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.

Сюрвейер (от английского surveyor ) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто, будучи независимым, занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.

Декларация независимости сюрвейера не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.

Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирма является и сюрвейером, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Сюрвейер - специалист по исследованию обстоятельств страховых случаев (причинение вреда здоровью, повреждение или утрата имущества, груза в результате пожара, аварии, потопа, несчастного случая и тому подобное). Сюрвейер консультирует судовладельцев и капитана, координирует процедуры осмотра (вызывает специалистов, организует спасение людей, определяет повреждения, которые потребуется устранить при ремонте), инспектирует (собирает улики, чтобы установить причины аварии), исследует судовые записи, проверяет факты, сертификаты экспертов и членов экипажа, сводки погоды и отчеты водолазов, опрашивает плавсостав и свидетелей, устанавливает контакты с портовыми властями, анализирует факты (это называется "проверить виноградник" - прежде всего выясняется "история" судна, сравниваются аналогичные прецеденты и другое).

И только после этого составляют отчет. Причем в нем указывают информацию для публичных заявлений, а конфиденциальные сведения указывают, по желанию судовладельца, в отдельном комментарии.

Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстра-расходов.

Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.

Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Предприятия, организации, а также граждане, имея на руках страховой полис, нередко сталкиваются с рядом проблем, из-за которых страховые компании не могут выплатить им страховые возмещения либо произвести выплату в объеме заявленных требований. Например, один страхователь не счел необходимым немедленно уведомить страховую компанию о причиненном ущербе объекту страхования, тем самым лишил ее возможности своевременно зафиксировать обстоятельства страхового случая, дать объективную оценку произошедшему. Поэтому в выплате страхового возмещения было отказано.

Причины таких отказов в том, что страхователи часто допускают ошибки в оформлении права собственности на объект страхования, не предоставляют полные сведения об объекте страхования и тому подобное. Во многих фирмах и организациях есть юридические отделы или опытные юристы, которые, если возникает необходимость, занимаются вопросами урегулирования претензий по страховому случаю. К сожалению, они не всегда могут успешно решить эти проблемы, поскольку не специализируются именно на страховом праве. Поэтому целесообразней в данном случае пригласить сюрвейера. Роль сюрвейера и состоит в том, что он ставит диагноз, а юрист прописывает пилюли.

На Западе статус сюрвейера вытекает из договорной практики: к его услугам обязательно прибегают при наступлении страхового случая или в спорных ситуациях, когда требуется независимая оценка количества и качества груза. Фактически сюрвейер - свидетель, который должен подтвердить или опровергнуть определенные факты.

В России законодательство сюрвейерной деятельности расплывчато. Работа сюрвейеров регламентируется в основном ведомственными инструкциями. Отсюда возникают проблемы: закон не обязывает российские компании на внутреннем рынке прибегать к услугам сюрвейера. Это дело добровольное. Владелец груза или транспортного средства обычно сам улаживает конфликты, связанные с грузоперевозками. Ведь рынок страхования в сфере грузоперевозок в РФ не развит.

Никто никому не доверяет. Поэтому страховые компании придумывают различные системы процедур, усложняющие получение страховок, и содержат громоздкий аппарат для оценки репутации потенциальных клиентов. Ну а для сопровождения арбитражных процессов руководство предприятий считает, что достаточно нанять хорошего юриста.

Вот и выходит, что сюрвейер на российском рынке вроде как посредник, который нередко выполняет не свойственные ему функции. И нередко превращается по сути в брокера, предлагающего пакет услуг: страховщика, консультанта, провайдера, туроператора и оценщика.

В последнем случае и всплывают многочисленные"карманные" сюрвейерные компании, готовые подтвердить все что угодно, лишь бы клиент заплатил по полной программе за так называемый комплексный сервис.

Тем не менее в России по мере развития рынка сюрвейерские услуги все больше востребованы. В российских арбитражных судах все чаще прислушиваются к заключениям сюрвейеров. С мнением известных на рынке сюрвейерских компаний считается российская таможня. Все это признаки того, что меняется отношение к рынку сюрвейерских услуг. Складываются предпосылки для его дальнейшего развития - по мере подъема отечественной экономики и прозрачности финансовой среды, в которой функционирует российский бизнес.

О тдел права "ТР".

Производящий осмотр судов и грузов и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д. С. может быть приглашен судовладельцем, фрахтователем, грузовладельцем, страховым и классификационным обществом. С., осматривающий застрахованные объекты, должен обладать необходимыми знаниями и опытом, чтобы квалифицированно оформить осмотра или составить, аварийный" сертификат , имея в виду, что эти документы кладутся в основу разрешения возможных судебных споров или связаны с оплатой убытков.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СЮРВЕЙЕР" в других словарях:

    Инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование. По заключению сюрвейера страховщик принимает решение о заключении договора страхования. В зарубежной практике в качестве сюрвейера выступают… … Финансовый словарь

    Англ. surveyor оценщик, эксперт, инспектор, агент страховщика, осуществляющий осмотр объекта, имущества, принимаемого на страхование. По заключению С. страховщик принимает решение о страховании имущества путем оформления соответствующего договора … Словарь бизнес-терминов

    Сущ., кол во синонимов: 5 инспектор (26) оценщик (22) сюрвайер (5) … Словарь синонимов

    - (англ. surveyor) эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр … Экономический словарь

    Сюрвейер - компания, которая специализируется на проверке имущества, принятого или передаваемого в залог банку в качестве обеспечения исполнения заемщиком своих обязательств по кредиту. Она производит оценку качества залога, осуществляет проверку прав… … Банковская энциклопедия

    Сюрвейер - (англ. surveyor) лицо, обладающее специальными знаниями, в обязанности которого входит осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. С. дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузе, повреждениях при аварии … Энциклопедия права

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия

    - (англ. surveyor) мор. инспектор иностранных классификационных обществ по техническому надзору за судами. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. сюрвейер [англ. surveyor] – мор. инспектор иностранных классификационных обществ по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (англ, surveyor) 1) эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов и имеющий право давать квалифицированное заключение об их состоянии, размере повреждений при… … Энциклопедический словарь экономики и права



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт