Содержание
Государственная программа утилизации транспортных средств призвана стимулировать владельцев старых или не подлежащих ремонту автомобилей сдавать их в утиль. Взамен можно рассчитывать на скидку при приобретении новой машины. Чтобы снять с учета автомобиль на утилизацию, достаточно обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД с комплектом документов. В некоторых случаях понадобится предоставить его к осмотру.
Новые введения в законодательстве
Ранее можно было обращаться в соответствующее ведомство для снятия ТС с учета до момента непосредственной утилизации. Согласно Приказу МВД РФ № 139 от 20.03.2017, действуют новые правила: среди подаваемых документов должна быть справка, подтверждающая факт утилизации. Иными словами, сначала проводится процедура, затем машина снимается с учета.
Какие документы понадобится собрать
Необходимый набор документов:
- гражданский паспорт заявителя;
- ПТС и СТС автомобиля;
- номерные знаки;
- квитанция об уплате госпошлины (если требуется);
- справка на утилизированный автомобиль от принявшей его организации (в случае полной утилизации);
- заявление установленного образца.
Если номера или документы на машину утеряны, есть вариант обратиться только с паспортом и заявлением. Бланк можно получить у сотрудников МРЭО по месту обращения или заранее скачать с официального сайта автомобильной инспекции. В разделе «Участникам движения» есть пункт «Автовладельцам», где размещены ссылки на 2 вида бланков: *pdf (для внесения данных от руки) и *.rtf (с возможностью редактирования и заполнения на компьютере).
Составление заявления для ГИБДД
Поскольку форма заявления представляет собой универсальную заготовку для обращения по всем видам регистрационных действий, чтобы снять машину с учета по утилизации, нужно заполнить лишь некоторые ее пункты:
- В верхней части вписать наименование выбранного отделения ГИБДД и личные данные заявителя.
- В следующем разделе найти пункт «Снять с регистрационного учета в связи с:» и подчеркнуть вариант «дальнейшей утилизацией».
- Дальше заполнить раздел «Транспортное средство» информацией о машине, указав ее марку, модель, место выпуска, VIN-код.
- Внести информацию о владельце в раздел «Сведения о собственнике ТС»: Ф., И., О., номер паспорта или иного удостоверения личности, адрес регистрации и телефон.
Если речь идет о частичной утилизации, т.е. когда какие-то агрегаты хозяин планирует оставить себе, автомобиль нужно предоставить к осмотру сотрудниками регистрационного подразделения. Тогда нужно заполнить также раздел «Сведения о транспортном средстве», предусматривающий сравнение данных из ПТС и СТС с результатами осмотра.
Процедура пошагово
После подготовки пакета документов и заполнения заявления можно либо обращаться в отделение ГИБДД со справкой об утилизации, либо доставить к месту осмотра частично утилизируемый автомобиль.
Через портал госуслуг
Для облегчения процедуры и исключения необходимости стоять в очередях в регистрационных отделах разработан механизм подачи заявления онлайн через портал «Госуслуги». Он подойдет тем, у кого уже есть подтвержденная учетная запись. В таком случае не нужно скачивать бланки: форма заполнения интегрирована в сайт.
Порядок подачи заявки:
- Зайти на портал под своим логином и паролем.
- Найти раздел «Услуги», пункт «Транспорт и вождение», далее — «Жизненные ситуации», «Утилизация автомобиля».
- Нажать кнопку «Подать заявление».
- Прочесть руководство и нажать «Получить услугу».
- Заполнить нужные поля формы и нажать «Подать заявление».
- Выбрать доступные день и время для визита в МРЭО и взять электронный талон.
- Распечатать заявление, чтобы приложить его к пакету документов.
- Получить справку о снятии с учета в отделении МРЭО в назначенное время, явившись туда с документами.
При частичной утилизации потребуется внесение госпошлины за услугу, поэтому после заполнения откроется форма для ввода платежных реквизитов. Если воспользоваться ей и оплатить одним из предложенных вариантов (банковской картой, со счета телефона, с электронного кошелька), можно получить скидку в размере 30% от изначальной суммы пошлины.
Это делается для того, чтобы стимулировать граждан пользоваться порталом «Госуслуги», поэтому, даже если у владельца машины нет аккаунта на портале, есть смысл зарегистрироваться и подтвердить свою учетную запись, а затем подавать заявку.
Через ГИБДД
Процедура обращения аналогична дистанционной: нужно собрать документы и написать заявление о снятии ТС с учета. Обращаясь напрямую в регистрационное подразделение, лучше заранее скачать и заполнить заявление, чтобы сэкономить время. Если не выбрать день и время посещения заранее, есть риск попасть в очередь. Кроме того, после подачи документов придется подождать, пока сотрудник подготовит бумагу о снятии с учета: в зависимости от загруженности это может занять до 2 часов, а с осмотром машины — еще дольше.
Размер госпошлины
Услуга снятия с учета по утилизации бесплатна. О пошлине речь идет только в том случае, если владелец принял решение о частичной утилизации. Оплачивается не сама процедура, а выдача свидетельства на тот узел или агрегат, который остается у собственника авто. Сумма госпошлины составляет 350 руб., но ее можно уменьшить на треть, если подать заявление через сайт «Госуслуги».
Кроме того, если у владельца остался долг по утилизационному сбору за период пользования автомобилем, его тоже придется оплатить.