Какие бывают штрафы за ГБО и как их избежать

Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием могут работать на жидком или газообразном топливе. Для перевода мотора на природный газ на автомобиле необходимо смонтировать специальное оборудование. В российском законодательстве предусмотрен штраф за ГБО, установленное и подключенное самостоятельно. При первичном обнаружении проблемы он составит 500 руб.

Штраф

Виды газового оборудования

На автомобильных двигателях внутреннего сгорания используются 2 вида установок подачи газа:

  • эжекторные — ранние образцы, рассчитанные на карбюраторные системы питания;
  • инжекторные — появились после разработки многоточечного впрыска с электронным управлением.

Инжекторные

Системы инжекторного типа предназначены для машин, оборудованных распределенным впрыском топлива. В состав оборудования входят отдельные форсунки, подающие газ к впускному клапану каждого цилиндра. К подобным установкам относятся блоки ГБО 3-го и последующих поколений. В системах 5-й генерации предусмотрен впрыск жидкой фазы газа в коллектор, что позволило отказаться от громоздкого газового редуктора, требующего подогрева.

Инжекторные

В 6-м поколении оборудования отсутствуют отдельные форсунки. Бензин и газ впрыскиваются через штатные распылители. В магистралях подачи топлива предусмотрен блок клапанов, определяющий тип горючего. В баллоне установлен насос, который нагнетает жидкий газ к форсункам впрыска.

Состав смеси регулируется контроллером с обратной связью по датчикам концентрации кислорода.

Эжекторные

Системы эжекторного типа предназначены для двигателей с карбюратором или с моновпрыском. В конструкции предусмотрен смеситель, позволяющий передавать энергию от одной газовой среды к другой. При работе поршневой группы во впускном коллекторе формируется разрежение, которое обеспечивает затягивание газа через смеситель и редуктор. Для корректировки стехиометрического состава смеси используется механический кран (оборудование 1-го поколения) или шаговый двигатель с контроллером и обратной связью по датчику кислорода (установки 2-го поколения).

Эжектор

Преимущества ГБО

Основные преимущества использования ГБО:

  • снижение затрат на топливо при условии постоянной эксплуатации машины и пробегах более 50 тыс. км в год;
  • возможность одновременной эксплуатации на жидком и газообразном топливе;
  • снижение шумности двигателя из-за повышенного октанового числа газообразного горючего;
  • уменьшение ударных нагрузок на поршневую группу за счет уменьшения скорости горения топливной смеси;
  • отсутствие отложений на стенках цилиндров и поверхностях клапанов;
  • сохранение масляной пленки на зеркалах цилиндров;
  • увеличение срока работы свечей зажигания за счет отсутствия нагара;
  • снижение токсичности выхлопа.

Установка газобаллонного оборудования

Краткий алгоритм действий при установке ГБО 4-го поколения:

  1. Установить баллон в багажном отделении или нише для запасного колеса и вывести заправочную горловину на боковую часть кузова (например, на облицовку бампера).
  2. Смонтировать клапан, управляющий подачей газа.
  3. Установить в моторном отсеке редуктор, который соединяется с форсунками. Распылители необходимо встроить в коллектор через предварительно просверленные отверстия.
  4. Смонтировать на панели приборов переключатель режимов работы и сигнальную лампу, указывающую на снижение давления в баллоне.
  5. Установить блок управления и подключить систему ГБО к бортовой сети автомобиля.
  6. Скорректировать зазоры в газораспределительном механизме (при отсутствии гидравлических компенсаторов).
  7. Соединить компоненты трубками и проверить герметичность контура.
  8. Произвести заправку автомобиля газообразным топливом и проверить работу двигателя.
  9. Оформить установку дополнительного оборудования. За незарегистрированное ГБО владельцу машины грозит штраф или административный арест на срок до 15 суток.

Установка ГБО

Случаи, когда можно не узаконивать газ

Регистрация ГБО не требуется в следующих случаях:

  1. При частичном монтаже компонентов, не связанных между собой магистралями. Например, при установке в багажном отделении баллона и отсутствии редуктора и форсунок впрыска регистрация оборудования не требуется. Но при проверке сотрудник дорожной полиции может выписать штраф и предписание демонтировать компоненты с автомобиля.
  2. При установке компонентов в заводских условиях (например, на модификации Lada Vesta CNG и ряде машин, выпущенных европейскими концернами). Информация об используемом ГБО указывается в заводских документах и заносится в ПТС.

Периодичность прохождения технического осмотра оборудования

Техническое обследование ГБО производится ежегодно с момента ввода установки в эксплуатацию (не зависит от возраста автомобиля). Отсутствие талона о прохождении очередного осмотра приравнивается к эксплуатации машины с незарегистрированным оборудованием.

Срок службы элементов конструкции составляет 10 лет, после чего требуется снять изношенные детали и установить новые узлы с последующим оформлением документов.

Действующее законодательство предусматривает проверку баллонов для пропан-бутановой смеси через каждые 2 года, а для метана — через каждые 5 лет. Тестирование осуществляют лицензированные компании, для проверки систем используются специальные установки. Периодичность освидетельствования совпадает с датами проверки баллонов на герметичность, указанными изготовителями в сопроводительных документах. Водитель получает акт с результатами тестирования и датой следующей поверки.

Прохождение техосмотра

К дальнейшей эксплуатации не допускаются:

  • баллоны с просроченной датой очередного освидетельствования;
  • компоненты с поврежденными креплениями;
  • детали, не обеспечивающие герметичность контура при нормальном или повышенном давлении.

Наказание за ГБО без регистрации

При обнаружении сотрудниками дорожной полиции ГБО без соответствующих документов водителю грозит наказание в соответствии с разделом 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Нормативный документ предусматривает штраф в размере 500 руб. с одновременным предписанием удалить или зарегистрировать оборудование на протяжении 10 рабочих дней. При оплате штрафа в течение 2 недель с момента вынесения сумма снижается в 2 раза. В случае неуплаты сбора и при сохранении ГБО при повторной остановке машины на водителя налагается арест.

Наряду с отправкой автомобиля на штрафную стоянку, он применяется в качестве крайней меры. Чаще проблемы у владельца начинаются при попытке заправить машину газом, поскольку операторам заправочных станций предписано проверять регистрационные удостоверения. Но поскольку подобное решение снижает количество клиентов, то исполняется оно в 25-30% случаев.

Наказание за ГБО

При визите на заправку следует учитывать, что в ходе рейдов по выявлению незаконно установленного ГБО на территории может дежурить экипаж дорожной полиции.

Размер штрафа за нарушения при установке ГБО

Компании, осуществляющие монтаж, работают на основе аккредитаций. В случае массового нарушения правил установки фирма лишается лицензии и не может продолжать деятельность. Все выданные документы не будут приниматься в МРЭО ГИБДД, поскольку собственник машины должен предоставить копии действующих сертификатов компании, установившей ГБО. Штраф за нарушения при установке оборудования законодательством не предусмотрен.

Последствия неуплаты штрафа

Водитель получает постановление о наложении штрафа и дополнительный акт, предписывающий устранить неисправности. Документ регистрируется в базе данных и при повторном нарушении собственнику вменяется в вину статья 19.3, касающаяся отказа повиноваться законным требованиям сотрудников полиции. В этом случае автомобиль подлежит эвакуации на штрафную стоянку (с последующей оплатой), а на водителя может налагаться административный арест на 15 суток.

Штрафная стоянка

Регистрация ГБО

Перед началом установки оборудования или проведением регистрационных действий необходимо найти компанию, обладающую сертификатами на право проведения работ. После первичного обследования машины собственник получает акт, в котором разрешается или запрещается монтаж газового оборудования.

Полученное заключение является отправной точкой в процедуре установки и регистрации ГБО.

Краткий алгоритм действий при регистрации:

  1. Обратиться в МРЭО ГИБДД и написать заявление (бланки и образцы заполнения имеются в отделениях) о необходимости переоборудования автомобиля на газовое топливо с приложением заключения. Поскольку машину необходимо предоставить для осмотра, то установленное ГБО снимается. На заявлении ставится виза, подтверждающая возможность переоборудования.
  2. Приехать в компанию, давшую первичный акт о возможности установки ГБО, и приобрести комплект деталей. При оформлении покупки на руки передается технический паспорт на газовый баллон, копия сертификата на оборудование и договор (дополненный справками по форме Ф-2А и Ф-2Б).
  3. Установить оборудование на автомобиль силами специалистов компании с проведением проверки и технической экспертизы.
  4. Получить заключение о корректности установки оборудования (соответствии действующим нормативам и правилам) и справки о внесении изменений в конструкцию машины и безопасности транспортного средства. После оформления документов у владельца есть 10 рабочих дней, чтобы в паспорте автомобиля сделать отметки об изменении конструкции.
  5. Посетить станцию технического осмотра и получить бланк о прохождении процедуры.
  6. Обратиться в МРЭО ГИБДД для получения нового свидетельства о регистрации и внесения специальных отметок в паспорт транспортного средства.

Заявление на регистрацию ГБО

Документы

Необходимые документы:

  • свидетельство о прохождении техосмотра с установленным ГБО;
  • подписанное заключение от компании, продающей оборудование, о возможности внесения изменений в конструкцию машины;
  • документ, подтверждающий личность собственника;
  • технический паспорт автомобиля;
  • документ, подтверждающий регистрацию машины;
  • заверенное подписью представителя ГИБДД заявление о необходимости внесения изменений в конструкцию;
  • справки Ф-2А и Ф-2Б, выданные по результатам монтажа оборудования;
  • копии сертификатов, подтверждающие соответствие ГБО нормативным требованиям;
  • справки и акты по итогам установки системы подачи газа;
  • копии аккредитаций, выданных центру, производившему монтажные работы;
  • чек или квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Стоимость

При оформлении пакета документов потребуется оплатить несколько квитанций:

  • сбор за внесение изменений в ПТС (350 руб. в соответствии с пунктом 36 статьи 333.33 НК РФ);
  • пошлину за получение нового свидетельства о регистрации (500 руб.);
  • сбор за выдачу свидетельства о возможности переоборудования (800 руб. в соответствии с пунктом 46 статьи 333.33 НК РФ).

При оформлении заявок в режиме онлайн можно снизить сумму пошлин на 30%. Также потребуется оплатить газовое оборудование и услуги по установке.

Не следует забывать об оплате услуг станции технического осмотра.

Как миновать проблем с ГБО

При покупке подержанного автомобиля необходимо обратить внимание на корректность оформления документов. Если в ПТС и свидетельстве о регистрации отсутствуют дополнительные отметки, то оборудование следует снять. После оформления машины необходимо легализовать систему подачи газа или отказаться от ее использования.

Владельцы могут попытаться скрыть компоненты ГБО, например, установить баллон и редуктор между лонжеронами рамы в труднодоступном месте и замаскировать заправочную горловину. Но при внимательном осмотре сотрудник дорожной полиции обнаружит неоформленное оборудование и выпишет штраф. Поэтому рекомендуется зарегистрировать или снять ГБО, других способов избежать проблем не существует.

Основные недостатки

Минусы систем ГБО — повышенная стоимость и необходимость внесения изменений в конструкцию автомобиля. Газовый баллон уменьшает полезный объем багажного отделения. При установке тороидальной емкости в нише для запасного колеса необходимо возить аптечку для ремонта проколотых шин и компрессор. Из-за падения скорости горения топлива снижается удельная мощность и крутящий момент (разница по сравнению с бензиновыми аналогами составляет 10-15%).

Системы подачи газа нуждаются в периодической проверке и освидетельствовании, например, баллон должен выдерживать повышенное давление. В конструкции предусмотрены блоки фильтров, которые нуждаются в замене. Автомобили с ГБО запускаются при отрицательных температурах воздуха на бензине, а переключение на газ происходит после частичного прогрева рубашки охлаждения. Повышенная температура горения смеси газа с воздухом требует корректировок зазоров в газораспределительном механизме.

Похожие статьи

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector