Психология вождения.Правила спокойной езды. Вождение автомобиля и психология начинающего водителя Будьте предсказуемы и максимально осторожны

Обучение – процесс, обусловленный психологическими особенностями обучаемого, такими как восприятие информации, способность соотносить и применять получаемые знания, преобразуя таким образом теорию в практический опыт. Так что личность неизменно оказывает влияние на процесс обучения в целом. Это давно поняли на Западе, где обучение вождению проводится с учетом личностных особенностей, ведь именно они, а не автоматизм и навыки вождения, пусть и отшлифованные до совершенства, часто подставляют ножку даже опытным водителям, не сумевшим адекватно оценить ситуацию. Очевидно, что личностная психология водителя очень важна, ее необходимо учитывать в целях создания безопасной обстановки на дорогах.

Россия осваивает современную методику обучения, привнося свои методы и идеи. Водительские навыки рассматриваются с позиции человеческого фактора, подверженного влиянию внешних факторов, справиться с которыми помогает обучение по новой системе.

Европейский опыт и матрица GDE

В Евросоюзе набирает обороты новая модульная система подготовки водителей. Объем навыков определяет конкретная категория транспортных средств. Система известна под названием GDE-матрицы. Она рассматривает водителей как активных, ориентированных на цели участников и наблюдателей среды дорожного движения.

На дороге внутренние мыслительные процессы подчинены единому стимулу – вести машину так, чтобы благополучно достичь цели. Представления о целях, средствах и результатах постоянно перекликаются друг с другом, изменяются, формируя опыт восприятия реальности.

Психологи, обсуждая особенности личности водителя, пришли к выводу, что водитель совершает две наиболее распространенные ошибки: он склонен переоценивать свои собственные силы и думает, что аварии и несчастные случаи – это удел других водителей.

Психологи придерживаются мнения, что подобные верования отвлекают от мыслей о беде, нивелируют страх перед автомобилем. На самом деле, стереотипы провоцируют людей идти на неоправданный риск. Такой коктейль, приправленный малым опытом вождения, обладает летальным эффектом.

Обучение по ступеням

Модель обучения вождению базируется на 4-уровневой иерархии.

  • Искусство маневрирования транспортным средством (знания о системе управления автомобилем, об устройстве автомобиля).
  • Управление ситуацией на дороге (практическое приложение приобретенных знаний при решении определенной дорожной ситуации).
  • Цели и контекст вождения (принятие решения сесть за руль, цель вождения, окружающая среда, социальный фактор и компания).
  • Жизненные цели и необходимые навыки (влияние автомобиля на персональное развитие, навыки самоконтроля, привычки, стереотипы, специальные потребности, ограничения).

При обучении вождению обращают внимание на такие факторы, как: стиль жизни, пол, возраст, принадлежность к группам, отношение к машине, физические и умственные способности.

Свое влияние на стиль вождения оказывают тип поездки, психическое и физическое состояние водителя, компания, в которой он путешествует, время поездки.

Начинающий водитель должен быть осведомлен и должен осознавать факторы риска.

На втором уровне уделяется внимание практическим моментам:

  1. Выбору скорости.
  2. Эффективному взаимодействию с другими участниками дорожного движения.

Например, путешествие с работы домой (социальный фактор, состояние водителя) по плохо освещенной дороге (окружающая среда) во время урагана требует учета факторов риска и принятия эффективного решения (езда на небольшой скорости).

Есть три кита

Система обучения зиждется на трех китах:

  1. Знания и умения, которыми водитель должен уметь оперировать.
  2. Факторы, повышающие риск вождения, о которых водитель должен быть предупрежден.
  3. Адекватная самооценка водителя.

За знания и умения ответствен опытный инструктор, который должен передать свой опыт ученику. Вторая сфера, касающаяся факторов риска, требует включенности и осознанности не столько от инструктора, сколько от ученика. Оценивать себя конструктивно может и должен только ученик.

Обучение вождению – это активный и непрерывный процесс. На первых порах у учеников вырабатывают автоматизм в управлении транспортным средством, и только потом переходят к управлению ситуацией.

Процесс обучения постоянно перекликается с целями обучаемого.

Теория всегда закрепляется на практике, а после выполнения упражнений следует обсуждение и обратная связь, как обучаемых, так и самого инструктора.

По следам европейцев

В России уже предложено внести поправки в систему обучения вождению, которая до сих пор считается профессиональной подготовкой и проводится по программе Министерства транспорта России.

Прежде чем выпускать начинающего водителя на дорогу, рекомендуется, чтобы он прошел обучение на специальном тренажере, который повышает ощущение безопасности и помогает справиться с тревогой, возникающей при управлении транспортным средством.

Подготовка водителей должна проводиься в несколько этапов, подразумевающих сдачу нескольких экзаменов.

В автошколе ученик проходит теоретический курс и получает практические навыки на автодроме, а после сдачи внутреннего экзамена в ГИБДД, включающего теорию и практику вождения на площадке, допускается к осваиванию езды по городу. Наконец, следует последний экзамен – практика езды по городу.

Все больше возникает частных методик, которые учитывают не только важность практических навыков начинающих водителей, но и психологические особенности водителя, чувство тревоги и боязни автомобиля.

Все чаще упор делается именно на психологические факторы.

Многие методики предполагают систематизацию знаний по вождению и отработку алгоритма действия водителей в различных ситуациях. Для данных целей используют методики и упражнения, в ходе которых водитель не только постигает азы вождения, но и учится реагировать на разные ситуации.

Опыт показывает, что подобные методики помогают новичкам быстрее освоиться и овладеть навыками реагирования, анализа и принятия решений.

Фев 28, 2014 Автопсихолог

Оказавшись за рулем впервые, новичок задумывается над тем, как преодолеть страх вождения автомобиля. Если вы не боитесь посмотреть в глаза своей фобии, вы обязательно сумеете с ней справиться.

Чего мы опасаемся?

Человеку свойственно испытывать дискомфорт в непривычной обстановке. У новичков за рулем нередко возникают страхи , которые трудно победить. Однако чем больше фобий преследует начинающего водителя, тем выше вероятность трагедии. Что вызывает боязнь вождения:

  1. Страх перед возможной аварией. Фобию можно считать обоснованной, ведь новичок еще не владеет необходимыми навыками. Он может забыть правила поведения за рулем, растеряться и т. д.
  2. Страх испортить машину. Боязнь вождения нередко связана со страхом испортить новое транспортное средство. Иногда будущий водитель идет на курсы только после того как ему подарили автомобиль. В таких случаях боязнь возрастает в несколько раз. Новичками овладевает ужас: даритель обидится, если разбить машину.
  3. Страх сбить пешехода. Одна из главных боязней новичков - стать причиной чьей-либо смерти. Именно она зачастую вызывает панический ужас перед вождением автомобиля. Поврежденную машину можно починить. Человеческую жизнь вернуть невозможно.
  4. Страх потерять управление транспортным средством. Управлять неисправным автомобилем действительно страшно. Ситуация, когда в самый неожиданный момент отказывают тормоза, приводит к тому, что новички остаются один на один с вышедшей из «повиновения» машиной. Не справившись с управлением, они легко попадают в аварию.
  5. Страх за жизнь своих близких. Некоторые водители боятся ездить на машине в компании друзей или родственников. В случае аварии пострадать могут не только сами автомобилисты или их машины, но и люди, находящиеся рядом.

Обоснованы ли страхи?

Наши боязни помогают нам избежать многих проблем. Однако осторожность не должна доходить до фобии:

  1. Новичку стоит бояться аварии значительно меньше, чем опытному водителю. Согласно статистике, начинающие значительно реже попадают в автокатастрофы. Новичкам свойственно соблюдать правила, садиться за руль трезвыми и быть более внимательными. Автомобилист со стажем чувствует себя слишком самоуверенно и нередко умышленно пренебрегает хорошо знакомыми правилами, чтобы показать окружающим свое «мастерство».
  2. Испортить машину могут даже те автолюбители, которые хорошо владеют рулем. Вероятность не справиться с управлением остается всегда. Некоторые водители разбили не одно транспортное средство, прежде чем научили управлять автомобилем достаточно хорошо.
  3. Пешеходов сбивают не только лихачи, но и те автовладельцы, которые ездят с соблюдением всех правил. В трагедии нередко бывают виновны и сами пешеходы.
  4. Потеря контроля над транспортным средством не относится к числу распространенных причин автокатастроф. Подобные инциденты периодически возникают. Однако в большинстве случаев к трагедии приводят другие факторы.
  5. У страха за жизнь пассажиров есть вполне реальные основания. Люди, доверившие вам свою жизнь, выпускают ситуацию из-под контроля. Они подсознательно уверены в том, что сидящий за рулем человек обязательно справится с поставленной задачей. Особенно доверчивы те, кто никогда не учился вождению и не знает соответствующих правил.

Что предпринять мужчине?

Со страхом вождения необходимо бороться представителям обоих полов. Но если женщина не скрывает своих фобий, то мужчина предпочитает прятать свои чувства из-за страха быть осмеянным. Прежде всего следует понять, что с боязнью управлять машиной сталкиваются все, вне зависимости от пола и возраста.

Ваши опасения говорят о вашей ответственности перед собой и другими, а не о трусости. Однако если вы не хотите показывать окружающим свои слабости, попробуйте самостоятельно противостоять страху водить машину:

  1. Вы считаете, что авария недопустима. Но для того чтобы перебороть свою фобию, вам стоит допустить возможность катастрофы. Не следует держать в своем сознании ужасающие картины места аварии. Сведите в своем воображении последствия столкновения к минимуму. Например, вам разбили фары или помяли крыло. Теперь старайтесь ездить так, чтобы не задеть ни тот, ни другой элемент своего автомобиля.
  2. Машина рано или поздно придет в негодность. Порча транспортного средства станет для вас прекрасным поводом купить новую модель более престижной марки.
  3. В преодолении страха сбить пешехода вам поможет строгое соблюдение правил. Помните о том, что в наши дни на улицах расположено огромное количество камер видеонаблюдения. Если виновным в аварии окажется пешеход, перебегавший проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, вы получите неопровержимые доказательства вашей невиновности.
  4. Для преодоления страха потерять контроль над транспортным средством регулярно проходите техосмотр. Не допускайте наличия неисправностей в своем автомобиле. Экономия на ремонте может обойтись слишком дорого.
  5. Если вы боитесь за жизнь своих пассажиров, попробуйте первые несколько месяцев ездить в одиночестве. Объясните семье и друзьям, что вам необходимо получить навыки вождения. Не бойтесь выглядеть трусом в глазах близких. Они оценят вашу ответственность и заботу об их безопасности.

Что предпринять женщине?

Женщина, которая раньше ездила на автомобиле только в качестве пассажира, испытывает настоящий стресс, оказавшись в водительском кресле. Однако девушки значительно быстрее адаптируются к новым условиям, чем парни. Уже через несколько недель пребывания за рулем женщина замечает, что преодолела свою боязнь. Как побороть страх вождения автомобиля:

  1. Иногда стоит пойти на временные уступки своей фобии, чтобы избежать серьезных неприятностей. Испытывая сильный страх перед вождением автомобиля, не садитесь в водительское кресло сразу. Попробуйте ездить на переднем сидении. Вы окажетесь на пассажирском месте и в то же время будете видеть проезжую часть глазами водителя. Постепенно этот ракурс станет привычным и перестанет вызывать ужас.
  2. Не бойтесь испортить машину. Не стоит опасаться, что человек, подаривший вам автомобиль, обидится, если вы разобьете транспортное средство. По-настоящему любящим вас людям намного дороже ваша жизнь.
  3. Преодолевать боязнь сбить пешехода можно в сельской местности или на тех городских улицах, где пешеходы появляются нечасто. Научитесь ездить по дорогам, которые практически не пересекают люди.
  4. Начинающая автолюбительница может постоянно думать: «Боюсь потерять контроль над транспортным средством». Вспомните, какие чувства вы испытывали, впервые пользуясь незнакомым прибором. После того как произошло ваше психологическое слияние с незнакомым предметом, вы стали пользоваться им интуитивно. Такого же подхода требует и общение с автомобилем. Станьте частью вашей машины, проводите в ней больше времени. Боязнь не справиться с управлением быстро отступит.

Адаптация ко всему новому и незнакомому требует определенного количества времени. Кому-то его необходимо больше, а кому-то - меньше. Победив свой страх, справившись со своими фобиями, вы почувствуете, что научились управлять не только автомобилем, но и в первую очередь самим собой.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые постоянно нарушают ПДД , хамят другим водителям, игнорируют элементарную этику и законы вежливости, а другие — само спокойствие и невозмутимость? Автоинструкторы говорят, что дело в психологии вождения!

Дорожная ярость

Для многих каждый выезд на дорогу превращается в самый настоящий стресс: пробки, хамство других водителей, плохие дороги… Не удивительно, что люди, сидящие за рулем, не перестают нервничать.

Думаем, вы не раз замечали, что поведение многих резко меняется в худшую сторону, когда они садятся за руль. Вот этот человек на улице: добрый и приветливый, но, сев в машину, превращается в хама . Почему так происходит? Что меняется внутри человека? Сегодня мы как раз и попытаемся в этом разобраться.

Кстати, знаете ли вы, что на Западе существуют целые научные институты, которые занимаются проблемой под названием Road rage или дорожная ярость.

Причины агрессии

Существует несколько причин агрессии , из-за которой на дороге происходят стычки, рукоприкладства и даже убийства.

1. Первая причина — это разделение на своих и чужих

Одних водителей раздражают женщины за рулем (это, кстати, большинство мужчин), других — лица кавказкой национальности, третьих — дешевые машины, четвертых — наоборот дорогие и т.д. И вряд ли вы будете сердиться на человека на таком же автомобиле, что и у вас. И это чистая психология…

Человек устроен так, что его мозг на подсознательном уровне делит всех людей на своих и чужих. Такое разделение нам досталось от предков, когда к печальным последствиям могло привести обычное появление чужого в каком-нибудь племени. Однако в современных условиях ошибочность этих выводов можно легко подтвердить логикой. Если какой-то водитель имеет определенный признак, это не означает, что другой автомобилист с этим же признаком поведет себя точно так же.

Но почему мы делаем поспешные выводы, едва увидев на дороге машину, в которой сидит женщина или темный мужчина в кепке?

Вот что на это отвечает психология: причина такого стереотипного поведения связана с нехваткой информации о людях, как о водителях, так и о пешеходах .

Мы основываемся на этих стереотипах, откладываем у себя в голове ярлыки, и на базе них при нехватке времени проводим оценку окружающего.

2. Вторая причина агрессии на дорогах — это пробки

Сорванные контракты, несостоявшиеся свидания, опоздания на работу и бесполезная трата времени становятся причиной конфликтов . Да и кому понравится сидеть часами в автомобиле, в пыли и духоте?

В этом случае поводы для раздражения очень похожи на те, которые возникают в самой обычной очереди. Например, стоя в очереди в поликлинике или банке, вы не знаете с каким вопросом пришли сюда впереди стоящие люди. Может быть, у них один вопрос, а может больше. То есть вы не можете точно определить, сколько времени вы здесь пробудите. Мы опять лишены информации! Чем ближе подходит наша очередь, тем ее важность для нас больше, так как мы потеряли на это уже достаточное количество времени. И очень неприятно, когда кто-то пытается пролезть вперед вас. С приближением к своей цели раздражение нарастает.

То же самое происходит в пробках, особенно когда впереди стоит большой автомобиль, и нет возможности увидеть, что происходит дальше. Кроме «эффекта очереди» раздраженность за рулем происходит из-за неправильной оценки своих собственных сил.

По данным некоторых исследований, большинство водителей утверждает, что их навыки вождения выше среднего уровня. При этом автомобилисты считают, что агрессии на дорогах становится все больше и больше. Получается, что хороших водителей больше, но они злее? Парадокс какой-то…

По словам психологов, водители просто переоценивают свои навыки! Как часто за рулем вы ругаете других: «Да кто так ездит!», «Вот дурак!» и т.д.? А ведь, может быть, дурак совсем не другой, а именно вы. Именно вы забыли включить поворотник или выключить, именно вы резко затормозили…Часто мы срываемся, но забываем про то, что делаем ошибки тоже.

К сожалению, невозможно просмотреть на видео, как мы проехали тот или иной маршрут, и разобрать все свои ошибки, как это делают футболисты, просматривая матчи.

3. Третья причина раздражения — наши знаменитые российские дороги!

Среда, в которой приходится вращаться водителям, имеет огромное влияние на их настроение.

Например, со времен СССР улицы в большинстве городов довольно широкие, что провоцирует на обгоны и высокие скорости. Отсюда высокое нервное напряжение и раздражительность.

А вот в Европе ситуация другая. Улочки там узенькие, так что гонять и подрезать просто негде. Поэтому и агрессивных водителей намного меньше.

Что же делать?

Все эксперты в один голос твердят: агрессию на дороге и автохамов нужно просто игнорировать, ведь в их действиях нет абсолютно никакой логики. Поэтому начинать спорить и что-то доказывать нет смысла, вы только испортите себе настроение. А вот агрессор выпустит на вас пар и таким же манером поедет дальше.

И помните два простых правила. Это правило трех Д и трех П: «дай дорогу дураку» и «пойми, пропусти, помоги».

Видео об агрессии на дорогах и способах борьбы с ней:

Будьте вежливы и спокойны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта sochi-autolady.ru


Психофизиологические особенности в человеке заложены от рождения. Изменить их трудно, а порой просто невозможно. Но изучить себя необходимо каждому – хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние могут оказать личные особенности на успехи в освоении водительского мастерства.

Результаты исследований, проведенных в США, показали: когда водителей, неоднократно попадавших в дорожные происшествия, проинформировали о свойственных им психофизиологических недостатках, аварийность по их вине снизилась на 2/3. Свои недостатки можно компенсировать за счет определенного стиля вождения и особой осторожности в некоторых ситуациях.


Психология вождения
Скажи мне, кто ты по темпераменту, и я скажу, как ты управляешь автомобилем. Именно так можно перефразировать известную пословицу. Недаром украинские психологи считают, что темперамент нужно учитывать при выборе профессии. В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют десятки разновидностей темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Очень важно знать, что водители с темпераментом холерика прекрасно чувствуют автомобиль в динамике, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и при выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают трудности при необходимости двигаться в скоростном режиме, однако они редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором есть разнообразие, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другим темпераментом. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают очень большие трудности при движении в плотном городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Научитесь управлять собой
Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психо-эмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.

У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты». В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.

Одна симпатичная женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке. Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий. Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Я люблю тебя больше всех на свете!» Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.

Как не пропустить главное
Первое, что необходимо предпринять, – оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% – с помощью слуха, а оставшиеся 4% – с помощью обоняния и осязания. Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас. Автомобиль – своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызыващие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» – все это исходные данные для ваших наблюдений.

Аварийноопасность представителей знаков Зодиака
Если верить результатам исследований австралийских социологов из страховой компании «Suncorp Metway», чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.

Выработайте условный рефлекс
Человек с небольшим опытом вождения может эффективно улучшить свои действия в реальной дорожной обстановке, используя прием «условного рефлекса». Суть приема легко уяснить, применяя условный оператор ЕСЛИ (Событие 1), ТО (Действие), ИНАЧЕ (Событие 2). Представляя Событие 1, а также соответствующее этому событию Действие, можно научиться избегать многих неприятностей на дороге (Событие 2). Вероятно, водительский опыт, приобретенный за годы, проведенные за рулем, и заключается в выработке таких условных рефлексов. Приведем несколько примеров из практики.

Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем по безопасности. Речь пойдет о психологии участников движения. Каждый водитель знает ПДД и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Но при этом выезд на дорогу почему-то превращается в стресс, а агрессия водителей превышает все мыслимые пределы. Почему? Ответ на этот вопрос мы собираемся дать в цикле публикаций о психологии вождения.

В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам.

Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль. Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим. Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты!

Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём - мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход?

Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас...

Причина первая: свои и чужие

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» - эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Причина вторая: анонимность и «чувство защищенности»

Речь идет об анонимности - согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали.

А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», - именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, - поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. - Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда - нельзя».

«А что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропорядочный автолюбитель. Во многих странах этот вопрос решили силами самих граждан. К примеру, в США действует так называемый «Соседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личностях или действиях, причем нарушения ПДД к ним тоже относятся. Схожие программы есть и в Европе. В России же пока только обсуждается возможность привлекать водителей к ответственностям по записям с видеорегистраторов . Убеждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь надеяться, что навести порядок на дорогах можно исключительно силами ГИБДД без активного гражданского участия, по меньшей мере, наивно

Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, - рассказывает Сергей Еникопов. - Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль - это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

Причина третья: пробки

Но нарушения правил - не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему?

Опоздания на работу, сорванные договоренности, несостоявшиеся свидания и просто потерянное время - это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают... в обычной очереди. Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить. Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка - пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно. «Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», - вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», - кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется. «Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», - восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет - считает Том Вандербильдт. Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём - необъективная оценка собственных сил.

Причина четвертая: дороги

Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», - считает эксперт.

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Эксперты отвечают однозначно - автохамов и агрессию за рулём надо... игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор. Бессмысленно портить себе настроение», - поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. А потому мы предлагаем вам новую формулу - правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!» .

Историческая справка

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальным институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём - сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном - в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Тимофей Исаев



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт