Публичная дипломатия и ее виды. Общественная дипломатия Общественная дипломатия и проблемы международной безопасности

В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ.

Роль дипломатии в последние десятилетия особенно возросла, поскольку вопросы внешней политики стали находиться под мощными прожекторами СМИ и вследствие этого под пристальным вниманием широких народных масс.

В условиях ядерной опасности человечество стало понимать, что война больше не является эффективным и приемлемым средством разрешения споров и что только переговоры, только тонкая и умелая дипломатия может избавить мир от гибели, асами международные проблемы настолько осложнились, что требуют участия профессионалов.

Переговоры на протяжении ряда столетий остаются важнейшим инструментом дипломатии. При этом, отвечая современным реалиям, они, как и дипломатия в целом, приобретают новые черты.

К.Гамильтон и Р. Лангхорн, говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой -- широкое информирование о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии. Усиление роли многосторонней дипломатии отмечается и многими другими авторами, в частности П.Шарпом.

Во второй половине XX-- в начале XXI столетия дипломатия все больше попадает под контроль общественности. Происходит это за счет все больших возможностей средств массовой информации, необходимости ратификации многих документов и, наконец, потому, что на международную арену чаще стали выходить не государственные структуры, а различного рода движения -- этнические, религиозные и др., а также общественные организации и академические круги, которые занялись «традиционными дипломатическими проблемами» -- поиском согласия в конфликтных ситуациях, предоставлением посреднических услуги т.п. Подобные явления, конечно, были известны и раньше. Однако во второй половине XX столетия эта деятельность стала носить более масштабный характер. В результате в конце1970-х -- начале 1980-х годов формируется особая сфера деятельности, так называемое второе направление дипломатии (англ.: TrackTwo Diplomacy), или неофициальная дипломатия, в отличие от ее «первого направления» -- официальной дипломатии. Представителями этой сферы в основном являются исследователи, журналисты, дипломаты в отставке. Наибольшее развитие данное направление получило в США, хотя в последние годы многие европейские государства уделяют этому большое внимание.

Если ранее дипломатическая деятельность осуществлялась главным образом на двусторонней основе, путем обмена миссиями, то сегодня дипломатия в значительной степени носит многосторонний характер и предполагает одновременное участие более чем двух сторон в обсуждении и решении проблем. Это обусловлено тем, что глобализация современного мира затрагивает интересы сразу многих участников.

Во второй половине XX столетия не только резко увеличивается количество многосторонних переговоров, но и становятся разнообразнее формы многосторонней дипломатии. Если в прошлом она сводилась в основном к переговорному процессу в рамках различных конгрессов (Вестфальский, 1648, Карловицкий, 1698--1699, Венский, 1914--1915, Парижский,1856 и др.), то сейчас многосторонняя дипломатия проводится в рамках:

  • - международных универсальных (ООН) и региональных организаций (ОАЕ, ОБСЕ и др.);
  • - конференций, комиссий и тому подобных мероприятий или структур, созываемых или создаваемых для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция по Вьетнаму; Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке и пр.);
  • - многосторонних встреч в верхах;
  • - работы посольств по многосторонним направлениям.

Многосторонняя дипломатия и многосторонние переговоры порождают ряд новых моментов, но одновременно и трудностей в дипломатической практике. Так, увеличение числа сторон при обсуждении проблемы ведет к усложнению общей структуры интересов, созданию коалиций и появлению стран-лидеров на переговорных форумах. Следует назвать и другие особенности современной дипломатии, обусловленные современными тенденциями мирового политического развития. Глобализация и взаимозависимость мира привели к увеличению значимости дипломатии, осуществляемой на высоком и высшем уровне, так как она дает возможность проводить «широкие увязки» различных вопросов. Следует учитывать и тот факт, что договоренности, скрепленные подписями высших должностных лиц государств, обеспечивают дополнительные гарантии их выполнения. Наконец, на таких встречах у глав государств есть возможность быстро получать необходимую информацию «из первых рук», обмениваться мнениями.

Если раньше такие встречи были скорее исключением, чем правилом, то теперь они стали постоянным фактором дипломатической жизни. Появился персональный, прямой, регулярный дипломатический диалог руководителей государств путем визитов, участия в многосторонних переговорах, обмена письмами (посланиями), телефонными разговорами, направлениями специальных посланников для передачи писем и обсуждений. Руководителями стран используются различные причины и поводы для таких встреч (государственные похороны видных деятелей, председательствование в совместных экономических комиссиях, события внутри страны, имеющие прямое отношение к другой стране, и т.д.). Персональная дипломатия на высшем уровне, как ее стали называть, превратилась в новый важный метод дипломатии. Персональная дипломатия стала важнейшей частью в укреплении союзнических отношений и развитии взаимного сотрудничества.

Всякие встречи лидеров великих государств (не случайные, а запланированные, согласованные) принято называть саммитами. Саммиты способствуют демократизации внешней политики и дипломатии. Они заставляют лидеров государств в той или иной форме осведомлять народы своих стран и международную общественность о ходе и результатах переговоров.

И хотя встречи в верхах были и раньше, необходимо отметить, что, во-первых, в прошлом они не носили регулярного характера, проходили от случая к случаю, часто носили личностный, родственный характер. Во-вторых, они могли иметь результат, как правило, только тогда, когда вся предварительная работа была проделана дипломатами и когда монархи хоть в некоторой степени разбирались в сложных дипломатических проблемах. Нынешние встречи в верхах от нерегулярных встреч в прошлых веках и начале XX столетия отличаются еще и тем, что сейчас многие вопросы нельзя решать без предварительной глубокой проработки экспертами высочайшего класса самых различных областей науки, техники, обороны, культуры, высококвалифицированными дипломатами -- знатоками международного права, юристами, экономистами. Но это означает, что и переговорщики -- руководители государств должны иметь достаточно широкий общий кругозор.

Саммиты сразу продемонстрировали силу дипломатии, эффективность сотрудничества. На них вместе с экономическими проблемами (цены на продовольствие, финансовая стабильность, сохранение энергии, экспортные кредиты и обмен новейшими технологиями) обсуждаются жгучие политические вопросы: гонка вооружений, положение в горячих точках планеты, политика в отношении России.

Эффективность саммитов, которые с каждым годом получают все большее распространение, бесспорна. Им уделяется большое место в дипломатии. Во-первых, они могут быть единственным средством для решения наиболее сложных вопросов, когда нужны экстраординарные компромиссы и когда решение может принять только высшая власть. Во-вторых, дают возможность их лидерам показать миру и своим собственным странам приверженность руководителей разоружению, а саммиты союзных держав -- рекламировать и пропагандировать их солидарность. В-третьих, благодаря воздушным сообщениям любая страна стала более доступной, и немногие политики сумели преодолеть искушение участвовать в международной дипломатии, тем более что каждый из них полагал, что он сделает это лучше дипломатов и, кроме того, поднимет престиж страны и, конечно, свой собственный. В-четвертых, в результате саммитов руководители стран могут получать информацию о положении в мире из первых рук и сами определять и корректировать внешнюю политику страны, если возникает потребность. Это в будущем окажет им помощь в принятии правильного решения, особенно в условиях кризиса.

Вместе с тем дипломатия на высоком и высшем уровнях имеет и оборотную сторону. Прежде всего, масштаб принимаемых решений резко повышает ответственность за них, а следовательно, и цену возможной ошибки. Особенно остра эта проблема в кризисных ситуациях. Следует также иметь в виду, что если договоренности, достигнутые на высоком или высшем уровне, вдруг будут сочтены после их подписания ошибочными, то отказаться от них значительно сложнее, чем от аналогичных, но подписанных на более низком уровне, поскольку в этом случае дискредитированными оказываются высшие лица государств.

Другим ограничительным моментом дипломатии на высоком и высшем уровнях является то, что она в значительной мере обусловлена личными симпатиями и антипатиями, а это влияет на принятие внешнеполитических решений.

Возрастающая взаимозависимость мира обусловила еще один феномен в сфере дипломатии. Государства вынуждены налаживать диалог даже в условиях недружественных отношений. Дж. Берридж в своих исследованиях рассматривает такие формы межгосударственного взаимодействия в условиях отсутствия дипломатических отношений, как создание секции интересов при другом посольстве; использование специального посланника; создание совместных комиссий.

В рамках многосторонней дипломатии часто происходят встречи представителей различных блоков государств, объединенных по этническому, географическому или политико-экономическому принципу, что получило название паритетной дипломатии. Дело в том, что в рамках этих

встреч малые государства с ограниченными дипломатическими ресурсами, выступая на стороне того или иного блока, получают возможность вести переговоры на равноправной основе и, таким образом, внести свой вклад в выработку соглашений по глобальным проблемам. Трудности, с которыми при этом сталкивается многосторонняя дипломатия, состоят в довольно частых расхождениях между представителями одного и того же блока государств.

Одна из черт современной дипломатии -- стремление моделировать и упреждать - превентивная дипломатия. Значительное влияние здесь уделяется тактике предотвращения нежелательных последствий.

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

Наиболее желательным и эффективным применением средств дипломатии является их использование в целях ослабления напряженности до того, как эта напряженность перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, в целях принятия незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе. Превентивная дипломатия может осуществляться самим главой государства, либо через старших должностных лиц или специализированные учреждения и программы, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с ООН. Превентивная дипломатия требует осуществления мер направленных на установление доверия; она нуждается в раннем предупреждении, основанном на сборе информации, и установлении фактов неофициальным или официальным путем; она может также предусматривать превентивное развертывание и, в ряде случаев, создание демилитаризированных зон.

Взаимное доверие и добрая воля абсолютно необходимы для уменьшения вероятности конфликта между государствами. У правительств есть возможность использовать многие такие меры при наличии воли к их применению. Примерами мер такого рода являются систематический обмен военными миссиями, создание региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности, организация свободных потоков информации, включая наблюдение за выполнением региональных соглашений в области вооружений.

Превентивные шаги должны основываться на своевременном и точном знании фактов. Кроме этого, необходимо понимание событий и глобальных тенденций, основанное на правильном анализе. Необходима также готовность предпринять соответствующие превентивные действия. Поскольку многие потенциальные конфликты имеют экономические и социальные корни, информация, необходимая для ООН, должна теперь охватывать экономические и социальные тенденции, а также политические события, которые могут привести к опасной напряженности. 7

Превентивная дипломатия, несомненно, актуальна сегодня. Этому методу следует уделять должное внимание. Все более серьезными становятся задачи стоящие перед государствами, а это диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе.

Ориентация на диалог в современном мире обусловлена необходимостью именно совместными усилиями искать решение возникающих проблем, связанных с экологией, борьбой с терроризмом, урегулированием конфликтов, развитием интеграционных процессов и т.п. В результате решение международных проблем объективно становится главной функцией дипломатии.

Сказанное не означает, что дипломатия лишается своих классических функций и форм деятельности, связанных с обеспечением национальных

интересов, реализацией внешнеполитического курса и т.д. Они реализуются дипломатией с момента образования национальных государств, однако сегодня, в силу глобализации, по сути не противоречат, а, напротив, совпадают с необходимостью решения наиболее актуальных мировых проблем. Другое дело, что на практике государства исходят из краткосрочных интересов в ущерб долгосрочным.

Таким образом, для современной дипломатии характерны такие методы как многосторонняя дипломатия, превентивная дипломатия, диалоговое общение на разных уровнях: переговоры на высшем и высоком уровне, дипломатические конгрессы, саммиты, двусторонние и многосторонние переговоры.

Вывод: глобализация современного мира затрагивает интересы сразу многих участников. Взаимозависимость мира приводит к увеличению значимости дипломатии, особенно осуществляемой на высоком и высшем уровнях.

public diplomacy ) - комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от "открытости" (Сингапур) до "замкнутости"(КНДР)).

Публичная дипломатия - действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.

Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционный и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны.

Публичная дипломатия США

В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органов и постов. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.

Информационно-разъяснительная работа

Информационно-разъяснительная работа - деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.

См. также

  • Дипломатические информационные материалы

Ссылки

  • Журнал "Дипломатика" . Интернет-журнал об общественной дипломатии.
  • "Общественная дипломатия" НАТО . Статья А.Рогозина, http://molpalata.ru - 05.12.2008

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Публичная дипломатия" в других словарях:

    Средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и… … Википедия

    Коммуникативные технологии в публичной дипломатии - используются в целях нахождения оптимального варианта воздействия на обществ. мнение, к рое сегодня оказывает значительное влияние на выработку и реализацию внеш. политики. Сфера публичной дипломатии охватывает внутр. и внеш. аудиторию, она… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    - – совокупность различных видов корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются отношения между государствами. Содержание 1 Вербальная нота 2 Личная нота 3 … Википедия

    Содержание 1 Обзор печати 2 Информация 3 Справка 4 Информационное письмо … Википедия

    - (англ. smart power) форма политической власти, согласно Джозефу Наю способность сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии . Согласно Chester A. Crocker, Fen Osler Hampson и Pamela R. Aall умная сила включает… … Википедия

    Пропаганда (лат. propaganda подлежащее распространению) распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.… … Википедия

    Джозеф С. Най младший(амер. Joseph S.Nye,Jr.;1937) американский политолог, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости; ведущий эксперт по международным вопросам. В… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Най. Джозеф С. Най младший англ. Joseph S. Nye, Jr … Википедия

    Национальный брендинг область знаний и практической деятельности, цель которой измерять, выстраивать и управлять репутацией стран. Национальный брендинг тесно связан с понятием маркетинга мест (территориального маркетинга).… … Википедия

    Содержание 1 1900 е 1.1 1903 1.2 1904 1.3 1905 1.4 … Википедия

Книги

  • Публичная дипломатия зарубежных стран. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ , Панов А.Н.. Основной целью учебного пособия выступает создание у студентов достаточного объема знаний в области публичной дипломатии, ее основных аспектов и механизмов практической реализации. Также в…

Елена Половина

Взгляд с Донецка на разные подходы публичной дипломатии США к России и Украине и на принципы работы системы в целом - от Елены Половиной.

Публичная дипломатия США вызывает неоднозначные оценки среди экспертов. Если некоторые критикуют ее за однобокость и отсутствие диалога, то другие ставят в пример за разнообразие инструментов и каналов коммуникации. Для более детального изучения публичной дипломатии США, не претендуя на измерение ее эффективности, рассмотрим ее через призму трех измерений, предложенных Марком Леонардом и адаптированных Алексеем Долинским – реактивное, проактивное измерение и третье – установление отношений.

Реактивное измерение публичной политики США, то есть реагирование на уже произошедшие события, реализуется через комментарии официальных лиц и средства массовой информации за рубежом (например, «Голос Америки»). Госдепартамент США практически ежедневно проводит брифинги , целью которых является донесение официальной позиции США по ключевым вопросам внешней политики до остального мира.

Проактивное измерение публичной дипломатии – это формирование общественного мнения за рубежом, транслирование собственного «посыла» к аудитории. Реализуется «на местах» – при содействии посольств и НПО – в зависимости от специфики аудитории и при помощи тех же инструментов, что характерны и для первого измерения.

Проактивное измерение в США реализуется также с помощью методов культурной дипломатии. Инструментами влияния выступают наиболее развитая в мире киноиндустрия, популярная музыка, современное искусство и литература, которые эффективно продвигают американские ценности и борются со стереотипами.

Также для продвижения собственного бренда США активно используют английский язык. Зачастую при посольствах США существуют специальные отделы по изучению английского языка, которые предлагают языковые курсы и другие возможности открыть США с помощью американского английского.

Помимо этого, существуют многочисленные сайты по изучению английского языка с американской спецификой. Так, на платформе .state.gov был создан портал для изучения американского варианта английского в качестве иностранного . Аудитория – учителя английского за рубежом и собственно ученики. Соответственно, материалы для изучения построены на информировании обучающихся о культуре США и формировании позитивного имиджа страны.

Еще один сайт для изучения английского, проект Бюро международных информационных программ Госдепартамента США, демонстрирует, как публичная дипломатия может приобретать вид цифровой . Если на предыдущем сайте ключевой идеей было общение (форумы, конференции, вебинары), то на сайте share.america.gov первостепенное значение приобретают мультимедиа – небольшие видео, причем не только о культуре США, но и с намеком на продвижение ключевых идеалов и ценностей Вашингтона (можно выбрать видео по таким темам, как демократия, надлежащее управление, права человека, свобода слова, о правах женщин и т.д.).

Третье измерение публичной дипломатии – установления отношений – реализуется как за счет некоммерческих организаций, например, PYXERA Global , так и за счет внутренних структур Госдепартамента США, например, Бюро международных информационных программ, Бюро по образованию и культуре, Центра стратегических контртеррористических коммуникаций. В рамках этого направления продвигается такое явление, как сетевая гражданская дипломатия , внедряются различные программы международного развития и сотрудничества, реализуются международные обмены, образовательные программы и другие проекты, направленные на укрепление связей между американцами и представителями других национальностей.

Безусловно, специфика публичной дипломатии США варьируется в зависимости от аудитории, на которую направлено информирование и продвижение бренда государства. В этом контексте важно рассмотреть публичную дипломатию США на примере отдельных стран. Для сравнения возьмем Российскую Федерацию и Украину.

Согласно последним сообщениям в Твиттер-аккаунте Посольства США в РФ доминирующей линией диалога между Россией и США выступает культурная дипломатия.

Для установления контактов между гражданами США и РФ предусмотрен ряд программ образовательных и культурных обменов и программа российско-американского партнерского диалога (на уровне некоммерческих организаций) . Кроме того, в России существует около 30 американских центров и “уголков” , например, Американский Центр в Москве, который занимается проведением культурных и образовательных программ и предоставляет библиотечные и информационные услуги.

Посольство США в РФ широко представлено в социальных сетях и эффективно использует социальные сети как инструмент публичной дипломатии . Так, например, для пользователей социальной сети Вконтакте предоставляется возможность поучаствовать в сессии вопросов и ответов с Послом Дж. Теффтом. Сам Посол ведет личный блог на ЖЖ, где часто посвящает читателей в детали культуры и в какой-то мере истории США. Создается впечатление открытости Посла к общественности.

По последней информации, которая предоставлена на сайте Посольства США в Украине , возникает впечатление, что цель публичной дипломатии в Украине не выстроить или укрепить позитивный имидж Вашингтона среди украинцев и даже не столько продвинуть собственные идеи, а скорее, занизить и без того пострадавший имидж Российской Федерации. Например, взять хотя бы список последних декабрьских видео: «Ген. Бридлав об угрозе со стороны России», «Обама о новых санкциях», «Санкции: что они означают?», «Санкции: с чего все началось?», «Русскоговорящих граждан терроризируют? Давайте спросим украинцев» (работа над статьей совершалась в декабре – прим.редактора ). Однако такая ставка не на формирование собственного позитивного, а на формирование негативного имиджа РФ в контексте украинского кризиса приобретает двойственное значение.

Во-первых, благодаря такой подачи информации формируется главный месседж для украинцев – «враг моего друга – мой враг» , что как нельзя лучше способствует поднятию имиджа США среди украинцев, а во-вторых, при этом представляется возможность реализовать собственные цели, продиктованные информационной войной с РФ, т.е. направить общественное мнение по ключевым вопросам в приемлемую для США сторону.

И в-третьих, не последнюю роль сыграла «благодатная почва» – полное принятие на данном этапе украинской аудиторией идей и ценностей США, а, значит, вопрос продвижения последних через американские каналы информации может быть временно снят с повестки дня и заменен другими, более актуальными.

Этому служит подтверждением и тот факт, что Посольство США в Украине представлено в социальных сетях намного уже, чем, например, Посольство США в РФ. У первого, например, отсутствует собственная страница в наиболее популярной социальной сети СНГ – Вконтакте, не представлено Посольство США и в Твиттере (есть только аккаунт Посла Дж. Пайетта, на котором основной контент – это ретвиты зарубежных деятелей и организаций на английском языке). По-видимому, работа с украинской аудиторией через социальные сети на данном этапе не имеет чрезвычайно высокого значения, так как отлично срабатывают и другие каналы коммуникации.

Традиционно публичная дипломатия и пропаганда разграничиваются на основе подачи информации: если публичная дипломатия представляет аудитории общеизвестные факты, то пропаганда передает зачастую именно ложные сведения вперемешку с «общеизвестными фактами» . Однако в случае с Украиной, когда специфика публичной дипломатии Вашингтона определяется рамками информационной войны, грани между пропагандой и собственно публичной дипломатией стираются.

Еще одним интересным феноменом в данном случае выглядит фактически сращивание официальной и публичной дипломатии. Например, официальное заявление представителя Совета национальной безопасности по поводу выборов в ДНР и ЛНР или выступление посла США при ОБСЕ по поводу нарушений Российской Федерацией принципов и обязательств ОБСЕ нацелены не только на официальных лиц, но в значительной степени как раз на простых людей. В контексте украинской аудитории, это все тот же посыл: Вашингтон всегда готов протянуть руку, США Украину в обиду не даст, Украина – самый важный союзник США в Восточной Европе, мире и т.д.

За последнее время практически не наблюдается никакой информации о совместной деятельности Украины и США в культурном измерении (за исключением проекта «Американская музыка»). А это означает, что на данном этапе политический контекст публичной дипломатии в Украине полностью удовлетворяет требования стратегии национального брендинга и в каком-то смысле теряется смысл использования других инструментов.

Тем не менее, в Украине США традиционно имеет мощную сеть проектов на долгосрочную перспективу: образовательные проекты и программы обменов, программы развития украинских СМИ и партнерства между украинскими и американскими масс-медиа, гранты для проектов в области содействия демократии . Функционируют также Американская коммерческая служба в Украине и Бизнес совет Украина-США . И в этой связи публичная дипломатия США построена очень удачно: все вышеперечисленные организации с их проектами и программами охватывают довольно широкую аудиторию – от будущей элиты страны (школьников, студентов) до деловых и бизнес-кругов.

Таким образом, специфика публичной дипломатии США состоит в том, что Госдепартамент США, который контролирует и координирует большую часть усилий правительственных структур и неправительственных организаций по усилению влияния на зарубежные аудитории и установлению связей с другими народами, выступает наиболее влиятельным актором в этой сфере. США имеют развитую сеть инструментов публичной дипломатии во всех ее измерениях и применяют их в зависимости от специфики условий и зарубежной аудитории. Так, на данный момент в России Вашингтон придерживается в большей степени кооперативной модели публичной дипломатии, акцентируя внимание на продвижение своих ценностей через культурное измерение, привлекая мощные информационные ресурсы и демонстрируя открытость и привлекательность. В Украине же наоборот – широко применяется реактивное измерение дипломатии, а ее модель в большей степени становится конкурентной, направленной на ущерб имиджа Российской Федерации.

1. Mark Leonard, Catherine Stead, Conrad Smewing. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002. Режим доступа: http://fpc.org.uk/fsblob/35.pdf

2. Долинский А. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 25. Режим доступа:

По мнению директор Александра Владимировича Лукина, – директора центра международных исследований МГИМО, существует проблема в понимании терминов. Поэтому перед рассмотрением проблемы по существу необходимо договориться об их точном значении. Термины «публичная» и «общественная» дипломатия часто применяют как взаимозаменяемые. Причина здесь в том, что по сути это два разных перевода английского «public diplomacy » .

Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтса Эдвард Гуллион при формировании Центра публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу в 1965 году.
В брошюре, посвященной Центру, она излагалась следующим образом:

«Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей».


Сам Эдвард Гуллион писал:

«Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения».

В этих определениях можно выделить целый ряд аспектов.


Во-первых,
субъектами публичной дипломатии могут быть:

    правительства и органы государственной власти;

    частные группы интересов и отдельные лица;

    те, кто освещает международные отношения, то есть СМИ и работающие в них журналисты;

    участники межкультурных коммуникаций (как организации, так и отдельные граждане).

Во-вторых , публичная дипломатия осуществляется по нескольким линиям:

    правительство (одной страны) - общество (другой страны);

    общество (одной страны) - общество (другой страны);

    общество (одной страны) - правительство (другой страны).

В-третьих, ее целью является изменение установок, как общества, так и правительства другой страны с целью влияния на внешнеполитические решения в благоприятную сторону.

Отличие публичной дипломатии от пропаганды стало видеться не только в том, что последней занимается только государство. Сам термин «пропаганда» после Второй мировой войны в результате борьбы с геббельсовской и сталинской пропагандой получил на Западе уничижительное значение. Пропаганда понималась как введение в заблуждение путем дезинформации и искажения фактов, публичная же дипломатия - как распространение позитивной, но правдивой информации, основанной на реальных фактах и достижениях, что считалось более действенным, чем дезинформация.

Это положение еще в 1963 году хорошо сформулировал выдающийся журналист, директор ЮСИА Э.Р. Мэрроу : «Американские традиции и американская этика требуют от нас быть правдивыми, но наиболее важная причина в том, что правда - это лучшая пропаганда, а ложь - худшая. Чтобы быть убедительными, нам надо быть правдоподобными, чтобы быть правдоподобными, нам надо быть достоверными, чтобы быть достоверными, нам надо быть правдивыми. Все очень просто».

Впоследствии именно такое понимание публичной дипломатии утвердилось как в политических, так и в экспертных кругах.

В это понятие включали несколько элементов:

    бóльшая открытость внешнеполитической деятельности, полное информирование о ней общественности своей страны (это направление получило в США название «работа с общественностью» (Public Affairs);

    прямое обращение государства к общественности других стран для разъяснения целей своей внешней политики, создания благоприятного образа страны за рубежом;

    разъяснительная работа правительства с общественностью других стран через НПО своей страны;

    непосредственное общение между гражданскими обществами и представляющими его НПО разных стран с целью изучения других государств, организации мероприятий по темам работы НПО, лоббирования определенных вопросов в другой стране (например, стимулирования защиты природы, прав человека и т. д.).

По мнению Татьяны Зоновой , в условиях электронной революции и стирания граней между внутренней и внешней политикой на первый план в дипломатической деятельности выходит публичная дипломатия как неотъемлемая часть «soft power» .

Публичная дипломатия в рамках дипломатической службы разных странах

Правительства многих стран мира ввели государственные должности или целые ведомства, ответственные за публичную дипломатию. В США с 1999 года за эту сферу отвечает заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и работе с общественностью. Согласно официальному интернет-сайту Госдепартамента, «миссия американской публичной дипломатии состоит в поддержке достижения целей и решении задач внешней политики США, продвижении национальных интересов и укреплении национальной безопасности путем информирования иностранной общественности и влияния на нее, а также путем расширения и укрепления отношений между народом и правительством США и гражданами остального мира».

Заместитель госсекретаря руководит программами публичной дипломатии, которые включают в себя связи с международными аудиториями, культурные программы, исследовательские гранты, обмены в области образования, программы посещения США и усилия правительства США противостоять идеологической поддержке терроризма.

В Индийском МИД, например, в 2006 году создан Отдел публичной дипломатии, усилия которого направлены на «стимулирование большего понимания Индии и проблем ее внешней политики». Отдел организует и поддерживает широкий спектр программ как внутри страны, так и за рубежом.

В посольствах многих стран созданы должности координаторов программ публичной дипломатии, часто на уровне заместителя главы миссии. Кроме того, в ряде государств были образованы специальные государственные органы и организации, деятельность которых направлена на распространение культуры, языка и знаний о стране среди иностранцев (Британский совет, Институт Гёте, Альянс Франсез, Институт Сервантеса, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Японский фонд, Корейский фонд и т. п.).

Новые термины

Потребность привлечения общественности на свою сторону в условиях мгновенного распространения информации, равно как и дезинформации, стала особенно значимой. Публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях. Родился новый термин - «твипломаси» . Твиттер и другие социальные сети стали использоваться внешнеполитическими ведомствами. Президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств, послы выходят в социальные сети и становятся «твипломатами». Форин-офис создал специальную «интернет-гавань» (hub), оказывающую техническое содействие своим «твипломатам» и разрабатывающую цифровые стратегии внешней политики. Французское агентство «Франс-Пресс» (AFP) занялось мониторингом в реальном времени влияния в сети государственных акторов, занимающихся публичной дипломатией. Данные учитывают количество фолловеров официальных лиц и экспертов. Для США таких фолловеров насчитывается около 43 млн человек, для России - 2,5 млн. Стоит всерьез задуматься о причинах такого разрыва.


Текст: Павел Степанов

Курс формирует новые экспертные знания и умения в области внешней политики и публичной дипломатии США (public diplomacy ). Публичная дипломатия США - это правительственный внешнеполитический механизм США, состоящий из таких методов, как:

1) информационные проекты (пропаганда);

2) образовательные и культурные обмены;

3) проекты в сети Интернет (цифровая дипломатия США).

О курсе

Публичная дипломатия является эффективным инструментом, который используется во внешней политике правительством США на таких направлениях внешнеполитической деятельности как создание лояльных групп в обществе зарубежных стран, обучение политической и военной элиты, поддержка оппозиции и участие либеральных партий и лидеров в местных выборах, реформирование систем образования, поддержка диссидентов, создание СМИ.

В курсе будут изучены и проведены аналитические исследования по таким вопросам как цифровая-дипломатия (Интернет-дипломатия), современное международное вещание, идеологическое противостояние между США и ИГИЛ* в социальных сетях, русскоговорящее население и Россия в информационных кампаниях США; участие публичной дипломатии США в политических процессах на постсоветском пространстве и др.

Слушатели освоят не только научную литературу, но и будут вовлечены в выполнение заданий экспертного уровня, которые будут связаны с поиском первичной информации, сопоставлением и анализом документов Конгресса и администрации США.

Формат

Курс включает в себя видеолекции, дополнительные материалы, списки обязательной литературы к каждому модулю, а также задания для самоконтроля и для экзаменационной аттестации.

Требования

Слушателю необходимо иметь представления о внешней политике США и международных отношениях.

Программа курса

Неделя 1. Публичная дипломатия США как инструмент внешней политики и научное направление

Неделя 2. Цифровая дипломатия США

Неделя 3. Новые тенденции в публичной дипломатии США: Администрации Б. Обамы и Д. Трампа

Неделя 4. Ближний Восток: провалы и успехи публичной дипломатии США

Неделя 5. Постсоветское пространство и Восточная Европа в публичной дипломатии США

Неделя 6. Россия и Русский мир в публичной дипломатии США

Неделя 7 . Образование и университеты зарубежных стран в публичной дипломатии США

Неделя 8. Документальная основа для создания экспертной оценки проектов публичной дипломатии США

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся станут экспертами в области публичной дипломатии США и будут:

1. находить документы внешней политики и публичной дипломатии США;

2. анализировать документы о публичной дипломатии США;

3. давать экспертное заключение по вопросам публичной дипломатии США.

1.основные ведомства, вовлеченные в принятие решений, финансирование и реализацию проектов публичной дипломатии в зарубежных странах;

2. источники доверительной информации о проектах публичной дипломатии;

3. современные направления деятельности публичной дипломатии в ключевых странах мира.

1. нарративными данными о проектах публичной дипломатии как в традиционной сфере, так и в цифровом пространстве;

2. статистическими данными о публичной дипломатии;

3. финансовыми показателями в данной области.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «postavuchet.ru» — Автомобильный сайт